Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) внесло в Госдуму и Минэкономразвития предложение о законодательном регулировании деятельности туристических агентств. Обращение было направлено в связи с прекращением деятельности центра бронирований «РоссТур». В ходе заседания Общественного совета при Ростуризме в Общественной палате РФ об этом сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов
Сафонов заявил: «Мы подготовили предложения по законодательному регулированию турагентской деятельности, которые направили в Минэкономразвития, в Госдуму. Теперь просим поддержки членов совета Общественной палаты».
Он сказал, что необходимо законодательное регулирование деятельности агентов на туристическом рынке, поскольку имеются подозрения, что турагенты сознательно рассчитываются с туроператорами посредством таких центров, как «РоссТур». В текущем году уже три центра бронирования объявили о прекращении деятельности, мотивируя это невозможностью туроператором исполнять свои обязанности: Polar, «Интрэвел Столешники», «РоссТур».
В данный момент деятельность туристических агентов никак не регулируется.
Предъявляя существенные требования, к ведению туроператорской деятельности и регламентируя особенности реализации туристского продукта, законом о туристской деятельности ФЗ № 132 никак не регламентируются условия осуществления турагентской деятельности: отсутствуют права и обязанности турагента, отсутствует обязанность страхования ответственности при осуществлении турагентской деятельности.
Эти факторы и отмена обязательного лицензирования турагентской деятельности (постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 411 (ред. от 28.01.2011), привели к тому, что практически исчезли какие-либо ограничения на ведение турагентской деятельности. В результате чего не контролируемый и не ограниченный никакими требованиями, этот вид экономической деятельности получил широкое распространение.
Туроператоры, заинтересованные в максимальном увеличении количества точек продаж, никак не препятствовали этому неконтролируемому росту, максимально упростив процедуру подписания договора с туристическим агентством и начала сотрудничества с ним, при этом не проверяя деловую репутацию партнеров и их профессиональный уровень.
И если от неисполнения туроператором своих обязательств турист защищен наличием финансового обеспечения деятельности туроператора (глава VII. 1. ФЗ № 132) и жестким законодательным регулированием туроператорской деятельности, то взаимоотношения между туристом и туристическим агентством не регламентируются отраслевым Законом и не имеют какого-либо финансового обеспечения деятельности или государственного регулирования требований предъявляемых к юридическим лицам, ведущим турагентскую деятельность.
В тоже время поправки в часть 6 статьи 9 исключают осуществление деятельности турагента по продвижению и реализации туристского продукта от своего имени и обязывают его действовать только по поручению туроператора (данное условие также находит отражение и в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта в новой редакции и к этому нюансу мы еще вернемся).
3. Статья 10.1. «Особенности реализации туристского продукта турагентом», дополнена очень значимыми условиями регламентирующими обязанности и ответственность турагента.
Теперь договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с существенными условиями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона, должен также содержать следующие существенные условия:
обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;
обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;
сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к турагенту в случае нарушения турагентом обязательств по договору о реализации туристского продукта.
И совершенно новое условие, турагент несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных договором о реализации туристского продукта (статья 10.1.).
Под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта, а также турагент, действующий на основании договора со сформировавшим туристский продукт туроператором и доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени и по поручению туроператора договоров о реализации сформированного туроператором туристского продукта в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Так как, введя требование обязательной доверенности, законодатель не регламентирует конкретных условий обязанных быть в доверенности выданной туроператором турагенту (обязательств, ответственности, финансовых отношений, страховки, порядок предъявления претензий, право на заключение субагентских договоров), а ответственность турагента перед туроператором и полномочия перед туристами, вполне определены заключенным между ними договором.
Вероятнее всего, вновь возлагая всю полноту ответственности на туроператора, преследовалась цель вынудить туроператора тщательнее выбирать партнёров для продвижения разработанного им туристского продукта. И тем самым «очистить» рынок от неблагонадежных туристических агентств, за чьи действия туроператор не готов нести ответственность.
С точки зрения механизма регулирования рынка, это интересный метод, предполагающий ответственные взаимоотношения между туроператором и турагентом и саморегулирование туристской деятельности, при этом, не возлагая обязанность этого регулирования на органы государственной власти или саморегулируемые организации.