«Посмотрев на основные факторы, которые повлияют на рынок, пришли к выводу, что за основу надо брать либо базовый, либо пессимистичный сценарий», — заявил заместитель министра промышленности и торговли Алексей Рахманов.
Так, по оптимистичному прогнозу продажи сократятся на 0,7% - до 2,89 миллиона единиц автотехники, по базовому - на 2,8%, до 2,83 миллиона единиц, по пессимистичному - на 6,5%, до 2,72 миллиона единиц. Речь идет о легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилях, а также автобусах.
Сокращение автомобильного рынка в министерстве связывают с падением рубля, а также снижением цен на нефть. Однако, конкретные суждения можно будет выносить после того, как придут данные по авторынку за первый квартал текущего года.
Как вы прокомментируете прогноз Минпромторга?
Мы полагаем, что темпы развития отечественного авторынка продолжат снижаться. Снижение экономического роста и ослабление рубля приведут к падению отечественных брендов и последующему падению всего сегмента легковых и легких коммерческих автомобилей по оптимистическому сценарию на 1-3%, по пессимистическому - на 5-10%. При этом, продажи коммерческого транспорта будут падать сильнее. Во-первых, из-за распространения утилизационного сбора на отечественных автопроизводителей, которые занимают более половины рынка (например, доля КамАЗ в сегменте тяжелых грузовиков составляет 45%, доля ГАЗ в сегменте LCV – около 50%), а, следовательно, удорожания продукции. Сбор для грузовиков более высокий, нежели для производителей и импортеров легковых автомобилей. Во-вторых, продажи коммерческих машин тесно завязаны с развитием бизнеса, они привязаны к росту ВВП и более чувствительны к колебаниям экономики. Все более очевидно, что рост экономики маловероятен.
Определенные меры по поддержке авторынка могли бы сыграть демфирующую роль. К примеру, если вернуться к идее программы госкредитования на новых условиях и с привлечением производителей.
Как вы прокомментируете прогноз Минпромторга?
Мы, в целом, согласны с данной оценкой (скорее, склоняемся к пессимистическому сценарию). Однако, предлагаем рассматривать отдельно сегменты отечественных и иностранных брендов, поскольку у них очень разная динамика.
При условии падения продаж отечественных брендов на 20-25% снижение продаж новых иномарок может составить 1-3%, что в совокупности и даст падение рынка новых автомобилей на 5-7%.