Среди лидеров продаж марта: АвтоВАЗ (всего 40,4 тыс. (-7%), Lada Granta - 14 373 штук), Renault (17,9 тыс. (+16%), Renault Duster -7007 штук), и Kia (16,5 тыс. (+10%), Kia New Rio - 8269 автомобилей). В десятку самых продаваемых авто также вошли Lada Kalina, Renault Duster, Ford Focus, Lada Priora, VW Polo, Chevrolet Niva, Renault Logan.
В целом, большинство крупных игроков рынка показали либо снижение, либо незначительный рост. К примеру, Skoda Octavia A5 — 4381 машина (+6%), или Hyundai ix35 — 3019 машин в марте (+40%).
На фоне падения продаж бюджетных автомобилей, примечателен тот факт, что такие премиальные марки, как BMW (8%), Mercedes-Benz (21%), Audi (10%), Lexus (50%) по-прежнему демонстрируют стабильный рост.
«Снижение продаж в марте на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уравновесило небольшой подъем рынка в январе - феврале. В результате, в первом квартале 2013 года рынок зафиксировался на прошлогоднем уровне в соответствии с прогнозом на 2013 г., сделанным АЕБ в начале года.
Прогноз все еще актуален, но мы должны следить за развитием событий. Заказы на новые автомобили в первые 3 месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад. Одной из возможных причин этого может быть затянувшийся зимний сезон. Мы все же надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет и будет способствовать устойчивым продажам во втором квартале».
Темпы продаж новых автомобилей в 2013 году продолжают снижаться. По итогам первого квартала текущего года, объем продаж новых автомобилей составил 616 770 автомобилей, что на уровне января-марта 2012 года, когда реализация а/м в РФ составила 615 017 а/м. Таким образом, можно сделать вывод, что российский авторынок достиг своего - теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг.
Давайте рассмотрим структуру рынка более детально. Так, продажи новых иномарок в первом квартале 2013 года выросли на 2% - до 467 490 а/м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то время как продажи отечественных брендов в январе-марте текущего года снизились на 4% - до 149 198 а/м по сравнению с первым тремя месяцами 2012 года. Однако, несмотря скромные темпы роста, в марте 2013 года продажи новых иномарок выросли на 19% по сравнению с февралем 2013 года, в то время как продажи отечественных брендов выросли всего на 8%.
Если говорить о сегментах, то по итогам первого квартала можно четко зафиксировать следующий тренд - продажи автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) и автомобилей класса С серьезно проседают. Продажи автомобилей в январе-марте 2013 снизились на 9,5% - до 82 694 а/м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, реализация автомобилей класса С снизилась на 8,5% - до 116 870 а/м по сравнению с первыми тремя месяцами 2012 года. При этом ситуация с самым массовым сегментом - классом С, вполне объяснима - появилось много альтернатив автомобилям данного сегмента, например, кроссоверы, то с "бюджетными" автомобилями все не так однозначно.
По нашим оценкам, снижение интереса к автомобилям сегмента вызвано, прежде всего, тем, что а\м этого класса менее популярны в зимний период времени из-за их конструктивных особенностей - достаточно низкого клиренса (дорожный просвет). Многие владельцы подержанных автомобилей ждут весны, чтобы начать дачный и отпускной сезон с новым автомобилем. Таким образом, мы предполагаем, что с наступлением весны, которая в этом году задержалась, продажи автомобилей сегмента будут расти. Хорошую поддержку этому сегменту окажет выход на рынок новых моделей - нового Renault Logan, Skoda Rapid и Chevrolet Cobalt.
Впрочем, отобрать автомобилям сегмента у кроссоверов вряд ли удастся. По итогам первого квартала 2013 года, продажи кроссоверов (от Mini до Large) выросли на 26,2% - до 181 143 а\м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка кроссоверов выросла на 7,7 процентных пункта - до 38,7% по сравнению с тремя месяцами 2012 года. Лидером сегмента по-прежнему является Renault Duster, доля рынка которого среди новых иномарок составила 4%. Стоит отметить и рост продаж в премиальном сегменте. Так, продажи автомобилей премиальных брендов в январе-марте выросли на 11% - до 42 263 а\м по сравнению с первым кварталом 2012 года.
Таким образом, можно отметить, что потребительские предпочтения россиян меняются - покупатели выбирают кроссоверы, как автомобили с высокими потребительскими качествами, по цене сравнимой с топ-моделями массовых брендов, и автомобили премиум-брендов, которые выводят на рынок автомобили классов также по доступной цене. Например, Mercedes-Benz представил новый A-класс по цене менее 1 миллиона рублей, а в скором времени в продажу поступит седан CLA, цена на который также крайне привлекательна. И, если ситуация с кроссоверами характерна для всей страны (можно сказать, что кроссоверы и внедорожники Россию), то рост продаж автомобилей премиум брендов характерен для Москвы и Петербурга, а также ряда крупных российский городов. Впрочем, с доступностью автокредитования и широким модельным рядом, можно предположить, что а\м премиум-брендов будут становиться все более популярными среди жителей менее крупных городов.
Если говорить о прогнозах на 2013 год, то отмечу, что ситуация не изменится кардинально - темпы роста будут сдержанными. Если использовать спортивные термины, то сейчас на стороне автопроизводителей и дилеров - если мы сможем предложить покупателям привлекательные условия покупки автомобиля, в частности, различные сервисы, которые сделают покупку автомобиля максимально простой и удобной, то провала продаж ожидать не стоит.
Наш бренд SKODA в г. Пскове в первом квартале 2013г. заметно сбавил обороты по продажам, что в большей степенью вызвано, я считаю, сезонным падением спроса и затяжной зимой. Резко упал спрос на городские "малолитражки", которые, как правило, обладают низким клиренсом и не сильно хорошей проходимостью в условиях зимы. В выигрышном варианте остались большей частью те автомобильные бренды, в линейке которых в большем объеме присутствуют внедорожники (Mitsubishi, Great Wall).
Радует тот факт, что с наступлением настоящей весны начинается "оттепель" в продажах. Я прогнозирую резкое увеличение спроса и неплохие продажи моему бренду.
Отчет мы оцениваем как статистику, которая имеет место быть.
Что касается нашего сегмента (а это рынок новых автомобилей иностранных брендов) то за три месяца 2013 года он вырос на 2% по сравнению с первым кварталом 2012 года, при том, что рынок отечественных брендов упал на 5%.
В принципе, ничего удивительного в этой статистике нет - рынок подошел к определенной точке насыщения. Для нынешнего уровня автомобилизации населения России, возраста автомобильного парка (потребности в обновлении) уровня средних доходов, ставок на кредитном рынке и т.д. продажи новых автомобилей около 3 млн. в год (считая отечественные) - это близко к потенциалу
Возможен (и происходит) небольшой рост иностранных брендов за счет сокращения доли отечественных, рост регионов за счет сокращения динамики в двух столицах, постепенное перераспределение рынка в пользу тех производителей, кто развернул полноценную сборку автомобилей в России. Прежних темпов роста рынка в целом уже не будет.