Авторынок впервые показал падение на 4% после бурного роста

9 апреля 2013 г. Транспорт 4 2889
В докладе Ассоциации Европейского Бизнеса указано, что в марте было реализовано 244030 транспортных средств, что на 9070 шт меньше аналогичного периода в прошлом году. Однако же в целом ситуация, если брать период с января по март, та же, что и в 2012 году.

Среди лидеров продаж марта: АвтоВАЗ (всего 40,4 тыс. (-7%), Lada Granta - 14 373 штук), Renault (17,9 тыс. (+16%), Renault Duster -7007 штук), и Kia (16,5 тыс. (+10%), Kia New Rio - 8269 автомобилей). В десятку самых продаваемых авто также вошли Lada Kalina, Renault Duster, Ford Focus, Lada Priora, VW Polo, Chevrolet Niva, Renault Logan.

В целом, большинство крупных игроков рынка показали либо снижение, либо незначительный рост. К примеру, Skoda Octavia A5 — 4381 машина (+6%), или Hyundai ix35 — 3019 машин в марте (+40%).

На фоне падения продаж бюджетных автомобилей, примечателен тот факт, что такие премиальные марки, как BMW (8%), Mercedes-Benz (21%), Audi (10%), Lexus (50%) по-прежнему демонстрируют стабильный рост.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Шрайбер Йорг (Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ)

«Снижение продаж в марте на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уравновесило небольшой подъем рынка в январе - феврале. В результате, в первом квартале 2013 года рынок зафиксировался на прошлогоднем уровне в соответствии с прогнозом на 2013 г., сделанным АЕБ в начале года.

Прогноз все еще актуален, но мы должны следить за развитием событий. Заказы на новые автомобили в первые 3 месяца 2013 года не достигли того значительного уровня, который был отмечен год назад. Одной из возможных причин этого может быть затянувшийся зимний сезон. Мы все же надеемся, что с окончательным наступлением весны активность покупателей возрастет и будет способствовать устойчивым продажам во втором квартале».

Луковецкая Татьяна (Главный Управляющий директор Розничного подразделения "РОЛЬФ")

Темпы продаж новых автомобилей в 2013 году продолжают снижаться. По итогам первого квартала текущего года, объем продаж новых автомобилей составил 616 770 автомобилей, что на уровне января-марта 2012 года, когда реализация а/м в РФ составила 615 017 а/м. Таким образом, можно сделать вывод, что российский авторынок достиг своего - теперь автопроизводители и дилеры будут бороться за каждого клиента, разрабатывая и внедряя различные сервисные программы послепродажного обслуживания и новые виды услуг.

Давайте рассмотрим структуру рынка более детально. Так, продажи новых иномарок в первом квартале 2013 года выросли на 2% - до 467 490 а/м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то время как продажи отечественных брендов в январе-марте текущего года снизились на 4% - до 149 198 а/м по сравнению с первым тремя месяцами 2012 года. Однако, несмотря скромные темпы роста, в марте 2013 года продажи новых иномарок выросли на 19% по сравнению с февралем 2013 года, в то время как продажи отечественных брендов выросли всего на 8%.

Если говорить о сегментах, то по итогам первого квартала можно четко зафиксировать следующий тренд - продажи автомобилей (Hyundai Solaris, Kia Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan, Renault Sandero) и автомобилей класса С серьезно проседают. Продажи автомобилей в январе-марте 2013 снизились на 9,5% - до 82 694 а/м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, реализация автомобилей класса С снизилась на 8,5% - до 116 870 а/м по сравнению с первыми тремя месяцами 2012 года. При этом ситуация с самым массовым сегментом - классом С, вполне объяснима - появилось много альтернатив автомобилям данного сегмента, например, кроссоверы, то с "бюджетными" автомобилями все не так однозначно.

По нашим оценкам, снижение интереса к автомобилям сегмента вызвано, прежде всего, тем, что а\м этого класса менее популярны в зимний период времени из-за их конструктивных особенностей - достаточно низкого клиренса (дорожный просвет). Многие владельцы подержанных автомобилей ждут весны, чтобы начать дачный и отпускной сезон с новым автомобилем. Таким образом, мы предполагаем, что с наступлением весны, которая в этом году задержалась, продажи автомобилей сегмента будут расти. Хорошую поддержку этому сегменту окажет выход на рынок новых моделей - нового Renault Logan, Skoda Rapid и Chevrolet Cobalt.

Впрочем, отобрать автомобилям сегмента у кроссоверов вряд ли удастся. По итогам первого квартала 2013 года, продажи кроссоверов (от Mini до Large) выросли на 26,2% - до 181 143 а\м по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля рынка кроссоверов выросла на 7,7 процентных пункта - до 38,7% по сравнению с тремя месяцами 2012 года. Лидером сегмента по-прежнему является Renault Duster, доля рынка которого среди новых иномарок составила 4%. Стоит отметить и рост продаж в премиальном сегменте. Так, продажи автомобилей премиальных брендов в январе-марте выросли на 11% - до 42 263 а\м по сравнению с первым кварталом 2012 года.

Таким образом, можно отметить, что потребительские предпочтения россиян меняются - покупатели выбирают кроссоверы, как автомобили с высокими потребительскими качествами, по цене сравнимой с топ-моделями массовых брендов, и автомобили премиум-брендов, которые выводят на рынок автомобили классов также по доступной цене. Например, Mercedes-Benz представил новый A-класс по цене менее 1 миллиона рублей, а в скором времени в продажу поступит седан CLA, цена на который также крайне привлекательна. И, если ситуация с кроссоверами характерна для всей страны (можно сказать, что кроссоверы и внедорожники Россию), то рост продаж автомобилей премиум брендов характерен для Москвы и Петербурга, а также ряда крупных российский городов. Впрочем, с доступностью автокредитования и широким модельным рядом, можно предположить, что а\м премиум-брендов будут становиться все более популярными среди жителей менее крупных городов.

Если говорить о прогнозах на 2013 год, то отмечу, что ситуация не изменится кардинально - темпы роста будут сдержанными. Если использовать спортивные термины, то сейчас на стороне автопроизводителей и дилеров - если мы сможем предложить покупателям привлекательные условия покупки автомобиля, в частности, различные сервисы, которые сделают покупку автомобиля максимально простой и удобной, то провала продаж ожидать не стоит.

Максимова Любовь (Менеджер по рекламе и маркетингу, Авто Премиум)

Наш бренд SKODA в г. Пскове в первом квартале 2013г. заметно сбавил обороты по продажам, что в большей степенью вызвано, я считаю, сезонным падением спроса и затяжной зимой. Резко упал спрос на городские "малолитражки", которые, как правило, обладают низким клиренсом и не сильно хорошей проходимостью в условиях зимы. В выигрышном варианте остались большей частью те автомобильные бренды, в линейке которых в большем объеме присутствуют внедорожники (Mitsubishi, Great Wall).

Радует тот факт, что с наступлением настоящей весны начинается "оттепель" в продажах. Я прогнозирую резкое увеличение спроса и неплохие продажи моему бренду.

Терещенко Алексей (Директор Департамента стратегического развития, Атлант-М)

Отчет мы оцениваем как статистику, которая имеет место быть.

Что касается нашего сегмента (а это рынок новых автомобилей иностранных брендов) то за три месяца 2013 года он вырос на 2% по сравнению с первым кварталом 2012 года, при том, что рынок отечественных брендов упал на 5%.

В принципе, ничего удивительного в этой статистике нет - рынок подошел к определенной точке насыщения. Для нынешнего уровня автомобилизации населения России, возраста автомобильного парка (потребности в обновлении) уровня средних доходов, ставок на кредитном рынке и т.д. продажи новых автомобилей около 3 млн. в год (считая отечественные) - это близко к потенциалу

Возможен (и происходит) небольшой рост иностранных брендов за счет сокращения доли отечественных, рост регионов за счет сокращения динамики в двух столицах, постепенное перераспределение рынка в пользу тех производителей, кто развернул полноценную сборку автомобилей в России. Прежних темпов роста рынка в целом уже не будет.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
упоминаемые документы
Читайте также