В рамках объединения двух крупных такси-агрегаторов RuTaxi (владелец брендов «Везет» и «Лидер») и Fasten (бренды «Такси Сатурн» и RedTaxi) была создана единая акционерная структура, в которую вошли штаты двух компаний, технологии и программные комплексы.
Новообразованная компания не располагает собственным таксопарком, количество подключенных к сервису автомобилей не раскрывается. Компании планируют увеличить число обслуживаемых заказов почти на 25%, до 1,5 млн в день.
Дополнительное финансирование было привлечено за счет UFG Private Equity. Сейчас в проект вложено меньше $100 млн, планируется новый раунд акционерного финансирования на сумму до $200 млн.
По словам партнера UFG Private Equity Артура Акопьяна, российский рынок проходит масштабную консолидацию, в конечном счете останется 2-3 крупных игрока.
В заявлении о том, что "в конечном счете останется 2-3 крупных игрока" желаемое выдается за действительное. Конечно, скорость подачи автомобиля является важным фактором при выборе компании такси клиентом, и крупные игроки эксплуатируют именно это свое преимущество. Но это далеко не единственный фактор. Есть и цена поездки, и класс автомобиля, этническая и гендерная принадлежность водителей и соответсвующие предпочтения пассажиров. Есть сексуальная ориентация, отношение к религии, экологии, благотворительности, специализация на перевозке животных или людей с ограниченными возможностями и выстраивание маркетинговых стратегий относительно этого. Есть сотни ниш, и занять их все сразу никому не под силу. Так что будет не 2-3 игрока, а значительно больше.
К тому же, маленькие компании уже объединились с помощью систем обмена заказами, такими как Таксорг, РБТ, Седи. И хотя в данный момент по скорости подачи часто уступают крупным агрегаторам, они выигрывают по многим другим показателям.
Примеры по Санкт-Петербургу такие:
Такси Минутка предлагает клиентам цену значительно ниже агрегаторов
Такси Созвездие и Местное такси специализируются на поездках по Ленобласти, обеспечивая премиальное качество
Guest taxi (Гостевое такси) выплачивает премии сотрудникам гостиниц, ресторанов и других предприятий сферы обслуживания за заказы такси для клиентов заведений.
Дорожное такси возит в аэропорт и из аэропорта, в основном, минивэнами, и все водители - славяне, что особо подчеркивается как преимущество компании.
Есть и другие примеры отстройки.
Рынок агрегаторов уже давно пришёл на смену традиционному. Причины понятны. Потребителю более выгодно и удобно искать, сравнивать и заказывать товары и услуги в одном месте, чем делать это в десятках, а то и сотнях, разрозненных. Поэтому агрегация пришла во все сферы: от авиабилетов и такси до заказа еды и ремонта автомобиля.
Любой рынок после стадии бурного роста ждёт консолидация. И агрегаторы на зрелых рынках - не исключение. Проявление этого мы и видим в данной сделке.
Известно, что онлайн агрегаторы “Яндекс.Такси”, Gett и Uber, которые позволяют заказать такси через приложение на телефоне, растут быстрее, чем традиционные RuTaxi, “Такси Сатурн” и другие - за счёт большей технологичности и удобства. В современном мире сделки сильнее уходят в мобайл. Пока традиционные игроки по доле рынка еще лидируют, но их доля сокращается.
Данная сделка с привлечением инвестиций создает не только крупного игрока - она призвана добавить ему недостающей технологичности. Цель ясна: в предстоящей на рынке такси борьбе войти в тройку лидеров, которые, судя по всему, и будут контролировать весь рынок.
Такую жесткую конкуренцию в ближайшее время мы увидим на всех рынках, где агрегаторы облегчают жизнь пользователю. Победят технологичные и быстрые.
На мой взгляд, российский рынок такси, наравне с онлайн ритейлом, является одним из самых перспективных для подобных инвестиций. К примеру, недавно отчитавшийся за 1 квартал Яндекс сообщил, что сегмент такси в первом квартале увеличил количество поездок на 484%. По моим оценкам, на бизнес такси сейчас приходится до 20% стоимости всей компании. На мой взгляд, инвестиционная привлекательность сектора будет расти в обозримой перспективе.