Государственная валюта продолжает укреплять свои позиции: курс евро стал меньше психологической отметки в 60 рублей, опускается и доллар. Согласно информации аналитического агентства «Автостат», в период с 16 марта до 15 апреля нынешнего года стоимость транспортных средств в РФ поменяли 18 организаций. Таким образом, у брендов BMW и Porsche одни подорожания – от 0,4% до 4,7% и от 0,1% до 2,2% соответственно. Увеличилась стоимость некоторых моделей Volkswagen, Suzuki и Haval; Hyundai повысила прайсы на наиболее популярный в Российском государстве кроссовер Creta. А вот, Mitsubishi, напротив, уменьшила минимальную стоимость внедорожника Pajero Sport на 14,3%; впрочем, топовая комплектация стала дороже на 1,7%. Аналогично поступил и российский УАЗ: за счет появления нового базового варианта «Классик» модель Patriot стала доступнее на 8,3%.
Первым внимание на сильный рубль обратило предприятие Ford, которое в начале прошлого месяца уменьшило стоимость на главные модели – Focus, Mondeo, Explorer и Transit.
В уменьшение цены на новые машины верят и в организации Mitsubishi, которая за счет укрепления рубля с мая решила восстановить реализацию внедорожника Pajero четвертого поколения в РФ.
В недавнем интервью российским СМИ крупный российский автомобильный производитель занял выжидательную позицию, пишут "РИА Новости". Глава АвтоВАЗа Николя Мор полагает, что при текущей экономической обстановке в 2017-м они могут рассчитывать лишь на то, что цена на автомобили Lada точно не будет повышаться. В организации KIA уменьшать стоимость пока не собираются.
Первый квартал этого года отметился приростом автомобильного рынка РФ на 1%. В марте спрос на новые транспортные средства стал выше практически на 10%. Вместе с тем реализация Ford, уменьшившей стоимость четвертой модели, за первый весенний месяц повысилась на 3%, в то время как для KIA, не уменьшавшей цены на автомобили, реализация в марте стала больше на 18%.
В организации Volvo, одной из немногих, что функционирует в Российском государстве без собственного производства, убеждены, что в текущем году уменьшения цен на шведские автомобили точно ожидать не следует.
По Вашему мнению, как повлияет укрепление рубля на автомобильный рынок РФ? Стоит ли ожидать удешевления/подорожания автомобилей?
Начну со второго вопроса, который, уверен, отчасти прояснит ситуацию и с первым. Итак, какого-то кардинального удешевления автомобилей на рынке в связи с укреплением национальной валюты, увы, как хотелось бы многим, точно ожидать не стоит. Скорее наоборот - цены на автомобили будут расти. Справедливость этого утверждения косвенно подтверждают перечисленные в статье многочисленные факты повышения цен автопроизводителями. Поэтому, самое время разобраться в причинах.
“Автопроизводители и их дилеры - жадные и беспринципные люди, спят и видят, где бы урвать побольше”... Звучит, конечно же, сильно и неплохо ложится в привычную для нашей страны колею поиска виноватых. Обвинить кого-то в том, что не нравится, - привычно и обычно… Нет, конечно же, я ни коим образом не буду отрицать того, что бизнесом люди занимаются ради извлечения прибыли. И занятые в цепочке продаж авто, естественно, стремятся увеличить свои доходы. Этого не отнять. Они хотят заработать. Но в основе текущего роста цен на большинство автомобилей лежит и иная причина. Вспомним, когда в 2014 году наша национальная валюта подешевела в 2 раза, цены на автомобили не скакнули же так драматически. И в 2015 году не скакнули, и в следующем, 2016 тоже сильно не выросли. А между тем невзирая на то, что многие из автомобилей собираются в нашей стране, комплектующие у них всё-таки импортные. То есть автопроизводители терпели убытки ради того, чтобы не потерять рынок. Продажи падали, а они, сцепив зубы, держали цены. Несли убытки, но держали цены. Чтобы выжить и остаться. А ведь было ради чего. Наш рынок большой. До кризиса по темпам роста он был вторым в Европе после Германии.
А сейчас, когда продажи медленно восстанавливаются, производители начинают отыгрывать потери и понемногу поднимают цены. И процесс этот будет идти пока ситуация с национальной валютой будет более менее стабильна. В следующем году - выборы. И сложно представить сильную волатильность на рынке. Поэтому рост цен будет. Скорее всего, частым, незначительным и стабильным.
Что же касается продаж авто, то они будут расти. Тут надо понимать, что определенную роль играет отложенный спрос. Стабильный и усилившийся рубль создаёт ощущение улучшения экономической ситуации в стране. Поэтому те, кто в силу различных причин откладывал покупку авто в последние годы, будут делать это охотнее сейчас. А рост цен на новые автомобили только подтолкнёт этот процесс. Ибо, кто не успел, тот опоздал. Но какого-то сильного всплеска продаж ожидать сложно. Всё-таки эти годы непростые для экономики в целом, и денег у населения сильно не прибавилось.
По Вашему мнению, как повлияет укрепление рубля на автомобильный рынок РФ? Стоит ли ожидать удешевления/подорожания автомобилей?
Сейчас сложно предсказать, как поведет себя российский авторынок после укрепления рубля. Я не думаю, что кто-то из автопроизводителей реально снизит цены в долгосрочной перспективе. Скорее можно говорить о сдерживании роста цен и о запуске краткосрочных акций и скидочных программ. При этом рост цен на новые автомобили неизбежен, поскольку программы автопроизводителей по поддержке продаж автомобилей 2017 года выпуска не могут действовать постоянно и имеют сезонный характер.
По Вашему мнению, как повлияет укрепление рубля на автомобильный рынок РФ? Стоит ли ожидать удешевления/подорожания автомобилей?
На таких высококонкурентных рынках, как автомобильный, где соревнуются крупные глобальные компании, нет прямой связи между себестоимостью автомобиля и его ценой, поэтому и изменение курсов валют не отражается зеркально на стоимости.
Текущее укрепление рубля не сможет повлиять на ценники в автосалонах, поскольку для пересмотра бюджетов автопроизводителей курс должен держаться на одном уровне долгое время: как минимум, несколько кварталов. Однако профильные министерства уже сейчас обещают рост доллара к рублю на 10-12% к концу 2017 года. Тем более, что рост стоимости новых автомобилей в России так и не догнал обесценившийся рубль, и цены на них в нашей стране, как и на протяжении последних трех лет, остаются ниже европейских цен. Так, в Германии Ford Focus с атмосферным мотором 1,6 и механической коробкой передач стоит 18900 Евро без учета опций, что по текущему курсу составляет 1 143 000 рублей. В России автомобиль с похожим оснащением будет стоить минимум на 300 000 рублей дешевле.
Обязательно дорожать в 2017 году будут все обновляемые и полностью новые модели из-за затрат производителей на внедрение системы ЭРА-Глонасс.
Действительного массового снижения цен ждать не стоит, и инициативу Ford по пересмотру рекомендованных цен в меньшую сторону, скорее всего, не поддержат другие автопроизводители. Корректнее будет говорить, что когда начнется рост продаж автомобилей в России и рынок вернется к уровням 2015 года, автомобили перестанут дорожать и автопроизводители не будут более сокращать количество моделей и модификаций представленных в нашей стране.