Институт экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ рекомендовал Министерству транспорта не вводить налог «Платон» для малотоннажных грузовых автомобилей. В своем заключении эксперты указали на нецелесообразность введения налога для машин тоннажем 3.5-12 тонн на ближайший бюджетный период.
Аналитики института подчеркивают, что сборы по «Платону» с малотоннажек принесут не так много средств в бюджет, дабы компенсировать социально-политические издержки.
В ВШЭ рассказали «Ъ», что в отличие от автомобилей массой свыше 12 тонн, которые работают в основном на крупные предприятия, малотоннажные грузовики работают на малых предприятиях (физлица, ИП). Если с большими компаниями можно вести диалог по поводу оплаты налога, то вот с мелкими предприятиями могут возникнуть проблемы – как результат, платежная дисциплина будет низкой.
Напомним, «Платон» действует на территории РФ с 2015 года и распространяется на грузовики с массой более 12 тонн. Минтранс установил налог для таких машин в размере 1.5 рублей/км, но уже сейчас предлагает поднять тариф вдвое. Решение по этому вопросу будет принято, предположительно, в начале 2017 года.
По Вашему мнению, целесообразно ли вводить налог «Платон» для малотоннажных грузовиков?
Правительство должно быть последовательно в своих действиях.
Во-первых: необходимо отладить работу в уже введенной системе, без расширения действия системы и увеличения тарифа. По статистике РТИТС на сегодняшний день количество зарегистрированных автомобилей составило 662 тыс. из 1,9 млн. грузовых автомобилей полной массой свыше 12 тн. Таким образом, только у 30% перевозчиков увеличилась фискальная нагрузка. Как работают остальные 1,3 млн. 12-ти тонников?
Во-вторых: Из 662 тыс. автомобилей 60% составляют грузовые автомобили, зарегистрированные на физических лиц. То есть 397,2 тыс. владельцев грузовых автомобилей осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации в ИФНС. Каким образом эти физические лица осуществляют расчеты с заказчиками? Сколько платят налогов? Какие грузы перевозят?
В-третьих: Нельзя бесконечно повышать фискальную нагрузку не давая ничего взамен. Например, надо засчитывать оплату Платон в счет проезда по платным скоростным участкам федеральных трасс.
Мы считаем, было бы справедливо навести порядок, повысить эффективность системы Платон и распределить нагрузку на всех участников рынка, прежде чем расширять действие системы и повышать тарифы.