В рамках межбюджетного трансферта правительство перераспределит среди 83 субъектов РФ 8,7 млрд рублей за счет системы «Платон».
«Это позволит региональным бюджетам компенсировать в 2016 году выпадающие доходы в связи с налоговым вычетом по транспортному налогу», - отмечается в распоряжении правительства. Средства будут направлены на финансирование региональных программ в сфере дорожного хозяйства.
По итогам 2016 года все зарегистрированные российские пользователи системы «Платон» получат право вычета из транспортного налога. Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано 775 тыс. грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн – порядка 80%.
Как вы оцениваете год работы системы Платон?
В целом, можно признать, что система «Платон» состоялась. Несмотря на сложности введения системы, технические сбои, протесты дальнобойщиков и вызванную ими отсрочку повышения тарифов, она охватила большую часть автоперевозчиков, эксплуатирующих федеральные трассы. 775 тысяч из 1 миллиона имеющихся по данным Росавтодора 12-титонных грузовиков – это уже доминирующий охват. И, хотя собрано меньше запланированных 20 миллиардов рублей, из которых половину (10,6 млрд рублей) государство должно ежегодно выплачивать создателю и оператору «Платона», компании «РТ-инвест транспортные системы», кое-что остается на финансирование региональных программ дорожного строительства и текущий ремонт дорог.
В следующем году правительство планирует повысить тариф: с действующих 1,53 руб. за 1 км до 2,6 руб. с 1 февраля 2017 г., а с 1 июня – до 3,06 руб. В бюджете на 2017 г. заложено 19,7 млрд рублей, хотя изначально планировалось, что тариф будет составлять 3,74 руб. за 1 км, что позволило бы собирать до 50 млрд рублей ежегодно.
По мере роста тарифов, охвата перевозчиков и, вероятно, включения в систему дорог не только федерального, но и регионального значения, эффективность работы системы повысится, а возможности государства по финансированию дорожного строительства возрастут.
Негативной стороной введения системы можно считать усиление конкурентного давления на мелких перевозчиков и прежде всего частников со стороны крупного бизнеса, что собственно и вызывало протесты.
Тарифы «Платона» отражаются в росте тарифов на перевозку и, в конечном счете «размазывается» по всей экономике вплоть до цен на потребительском рынке. У перевозчиков просто нет другого способа компенсировать рост затрат, кроме как переложив эту часть расходов на потребителя. Крупные компании за счет масштаба деятельности могут позволить себе меньшую маржу на каждой перевозке, на их расценках рост платежей в «Платон» скажется не так значительно. На высоко конкурентном рынке автомобильных грузовых перевозок они получат дополнительное ценовое преимущество, а бизнес небольших компаний и особенно индивидуальных дальнобойщиков проигрывает и выдавливается с рынка.
Кардинальных изменений в качестве дорог и дорожной инфраструктуры мы пока не видим. В целом, для крупных компаний введение «Платона» стало не так ощутимо: при действующем тарифе в 1,53 руб./км себестоимость одной грузоперевозки у таких игроков увеличилась на 4-6%, что скорее нивелировалось за счет постоянной оптимизации и автоматизации внутренних процессов, а вот для небольших компаний себестоимость в связи с вводом «Платона» могла увеличиться на 10% и выше.
На наш взгляд, рынок пока не готов к дальнейшему повышению платы за проезд. Если тариф «Платона» все же увеличат, то и себестоимость перевозки повысится снова, что в совокупности с ростом цен на топливо, технику и комплектующие ляжет на плечи конечных потребителей.
Одной из отрицательных сторон внедрения системы «Платон» стало значительное сокращение доступного подвижного состава для перевозок грузов. В конце 2015 – начале 2016 года провайдеры не успели оперативно отреагировать на новые условия перевозок, и многие оставили грузовики на стоянках. В свою очередь, нехватка автотранспорта спровоцировала рост цен на автоперевозки.
Все же мы можем наблюдать и первые положительные результаты от системы «Платон». Были проведены капитальные ремонты мостов и переправ. В ближайшие несколько лет планируется отремонтировать более 25 мостов и переправ, а 7 мостов будут построены заново. На это из сборов «Платон» будет выделено около 2,5 млрд рублей.
Увеличение тарифов «Платона» может значительно снизить рентабельность бизнеса грузоперевозок. Повысятся издержки перевозчиков, вырастет стоимость топлива и содержания транспорта с обслуживающим аппаратом. Я думаю, что необходимо заморозить тариф системы «Платон» на ближайшие несколько лет. Такое решение позволит значительно сократить нагрузку на бизнес.