Начальник НИЦ БДД МВД России Олег Порташников сообщил о готовящейся реформе номерных знаков для легковых автомобилей, мотоциклов, а также спортивных и ретро автомобилей. Новые знаки будут меньше по размеру, а также получат новую форму, которая соответствует разъемам для крепления на машинах и мотоциклах иностранного производства. Предполагается, что владельцы японских и американских автомобилей будут получать задние госномера, по форме напоминающие мотоциклетные.
Г-н Порташников рассказал «Ъ», что сегодня не все дилеры предлагают специальные переходники на номера. Ввиду этого, владельцы часто прикрепляют знаки в неположенных местах или с нарушением норм (например, просверливание дополнительных отверстий для креплений, что грозит штрафом в 500 рублей). В НИЦ предлагают разрешить делать дополнительные отверстия, но в конкретных местах.
Более того, в НИЦ БДД считают необходимым выдавать отдельные номера для ретро автомобилей, а также для спортивных машин. Кроме особых госзнаков, к таким транспортным средствам рекомендуется разработать отдельные условия эксплуатации.
Как Вы оцениваете идею обновления стандартов номерных знаков для указанных выше групп транспортных средств?
Требования, предъявляемые к водителям, должны быть выполнимыми. Требования, касающиеся размещения регистрационных знаков, периодически вступают в противоречие с возможностями авто- и мото- собственников. Сама идея визуальной идентификации транспортных средств (ТС) по государственным регистрационным знакам (ГРЗ), по иным идентификаторам, также как и идея по их учету, устаревает день ото дня. Это проявляется как в невозможности исполнения некоторых требований закона, так и в невозможности реализации своих прав собственниками. В качестве примеров можно привести указанные в новости трудности с размещением ГРЗ на мотоциклах, на различных автомобилях, предназначенных для установки ГРЗ, отличных от наших норм, но, кроме того, еще и то, что ГРЗ используется для идентификации целевого применения ТС (такси, общественный транспорт, ТС специального назначения и т.п.)
Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.94 целью регистрации ТС названа необходимость полноты учета ТС. МВД этого показалось мало, поэтому в Приказе МВД №1001 от 24.11.08 уже говорится что «Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации».
В такой реализации Постановления Правительства есть некоторые недостатки. К примеру, законом предусмотрена возможность возложения ответственности за нарушение ПДД на собственника ТС, но ГИБДД не регистрирует право собственности, поэтому нет оснований для уверенности в том, что собственником ТС, водитель которого нарушил ПДД, является некое лицо, указанное в регистрационных документах. Это вызвано положениями ст. 8 ГК РФ, где говорится о том, что право собственности может возникать в результате заключения договора купли-продажи или по иным основаниям. Следовательно, указанное в документах лицо привлекается к ответственности с элементом допущения заведомо ложного вывода о возможности привлечения лица к ответственности.
К регистрационным данным привязаны и иные явления гражданского оборота. Если предприниматель принимает решение использовать свой автомобиль в качестве такси, то он должен получить регистрационный знак желтого цвета. Наличие такой обязанности не должно мешать его праву использовать своё имущество в личных целях, не связанных с заявленной предпринимательской деятельностью. На сегодняшний же день, есть реальная возможность привлекать такого собственника к ответственности за использование нестандартного ГРЗ (к примеру, белого цвета) или за отказ такого "таксиста" обслуживать потребителя в свой выходной день, когда он едет по своим личным делам. Наличие одного ГРЗ может быть указано в разрешении на осуществление таксомоторных перевозок, которое привязано к конкретному лицу, подавшему заявление на разрешение, но это заблокирует использование данного ТС иным лицом для тех же целей, но под свою ответственность, на основании договора аренды, к примеру. Следовательно, в новом ГОСТ могут быть положения о том, что на одно ТС может быть выдано более одного или двух ГРЗ, и это не в ущерб основным целям регистрации.
Нельзя не сказать и про формы идентификации ТС, не связанные с визуальным контактом наблюдателя. В новом ГОСТ могут быть предусмотрены положения, вводящие использование ГРЗ с источниками радиосигналов, по которым можно идентифицировать ТС. Также можно предположить, что могут быть введены изменения, связанные с обязательностью расположения ГРЗ в определенном месте. Не секрет, что в некоторых случаях водители вынуждены размещать ГРЗ заведомо в нестандартных местах (под ветровым стеклом, к примеру), с нестандартным крепежом (сейчас требуется крепить болтами), в отсутствие каких либо поверхностей, защищающих ГРЗ от воздействия окружающей среды (оргстекло, пленки и т.п.), но любое из нарушений может повлечь за собой привлечение водителя к ответственности, вплоть до лишения водительского удостоверения.
В наше время появляется возможность вносить свои предложения по требованиям нормативных актов, в связи с чем, после издания проекта стандарта, в момент общественных обсуждений, любой желающий может внести свои предложения или пожелания. Такие предложения и замечания могут быть изучены специалистами, с возможным отражением в ГОСТ, которым предстоит руководствоваться в дальнейшем.