Уровень продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в октябре снизился на 2,6% до 126,6 тыс. машин, что является минимальным падением за 2016 и 2015 годы. Всего с начала года было продано 1,1 млн автомобилей - это на 13,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из данных комитета производителей АЕБ.
«Это неплохой результат, подтверждающий наши ожидания, озвученные ранее, что тренд постановки на учет новых автомобилей должен улучшиться к концу года», - заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Самым продаваемым автомобильным брендом на рынке легковых машин и LCV в России четвертый месяц подряд остается Lada. В октябре его продажи увеличились на 13%, до 23,3 тыс. штук. Также в тройку лидеров вошли KIA и Hyundai с 15 тыс. и 14 тыс. проданных автомобилей соответственно. Далее следуют Renault и Toyota, нарастившие продажи на 2% и 16% соответственно.
Как вы прокомментируете ситуацию на российском авторынке?
В октябре падение продаж новых автомобилей замедлилось, но это явно не признак скорого выхода из кризиса. Скорее, некий рост спроса в октябре был сформирован началом бизнес-сезона, когда компании планово пополняли или меняли автопарк.
Тройка лидеров продаж по итогам октября также никого не удивила. Скорее всего Lada будет удерживать лидерские позиции еще 3-5 месяцев, особенно на фоне повышения отпускных цен многими автопроизводителями. В ситуации, когда финансовые возможности и зарплаты россиян не растут, особое внимание покупателей привлекают модели авто в низком ценовом сегменте, с небольшой стоимостью технического обслуживания, но, по крайней мере, имеющие АКПП.
За 10 месяцев 2016 года в России продано 1,15 млн легковых автомобилей, что на 13% ниже аналогичного показателя 2015 года. Такие данные могут привести российский рынок легковых автомобилей к историческому минимуму продаж в XXI веке. За 9 месяцев 2016 года импортировано около 90 тыс. иномарок, что на 35% ниже аналогичного показателя 2015 года.
Снижение продаж легковых автомобилей напрямую связано с повышением цен на авто. За год автомобили российского производства подорожали на 20%, азиатские производители увеличили цены на 35%, автопроизводители Восточной Европы - на 17 %.
Американские и немецкие автоконцерны сфокусировались на продаже более дорогих моделей машин, чья минимальная стоимость не менее 2 млн рублей.
На падение продаж иномарок значительное влияние оказал запрет на государственные закупки автотранспорта иностранного производства, введенный в 2014 году, а также рост стоимости в результате девальвации рубля.
Стоит отметить, что не смотря на падение продаж легковых авто в целом доля этого сегмента в структуре новых сделок на рынке лизинга по итогам первого полугодия выросла с 18,3% до 20,1%, а в объемном соотношении - на 23,7%. Такие показатели демонстрируют сокращение числа покупок автотранспорта за собственные средства, то есть речи идет о физлицах.
Для доставки на большие расстояния востребован исключительно крупнотоннажный транспорт. Однако иная ситуация в Московском регионе: более половины транспортных потоков здесь представлены именно сегментом LCV. Причина в жестких ограничениях по массе ТС при движении по МКАД, ТТК, СК. Также этот класс автомобилей активно развивается в других крупных городах России, например, в Казани и Санкт-Петербурге.
Причина не только в пропускном режиме в городах, но и в ограничениях на федеральных дорогах, примыкающих к данным населенным пунктам с контролем массы автомобиля на стационарных и передвижных пунктах весового контроля. На мой взгляд, LCV формат будет и дальше развиваться на всей территории страны.