На портале regulation.gov.ru опубликован подготовленный МВД пакет поправок к закону о техосмотре транспортных средств.
Документом предусмотрена передача функции по контролю фирм-операторов техосмотра Федеральной службе по аккредитации (Росаккредитации) начиная с 1 января 2017 года. Сейчас этими полномочиями наделен Российский Союз Автостраховщиков (РСА), однако в МВД считают, что страховщики не справляются с обязанностями, что приводит к «дискредитации самого института технического осмотра».
В МВД подчеркивают: хотя РСА и занимается аккредитацией, контроль носит формальный характер, «производственные аспекты деятельности» операторов остаются «вне сферы контроля». Это приводит к тому, что потребители получают «некачественную услугу», между операторами создается «недобросовестная конкуренция», растет количество случаев, когда машины техосмотр не проходят, а карты получают.
В пользу Росаккредитации говорит то, что она в отличие от РСА, наделена «достаточными полномочиями», чтобы проводить плановые и внеплановые проверки, подтверждать компетенцию операторов и прекращать действие аккредитации, считают в МВД.
Передача контроля за техническим состоянием автомобилей из ГИБДД в РСА произошла в 2012 году по инициативе Дмитрия Медведева. Связано это было с высокой коррупцией в ГИБДД и, как следствие, с неэффективным контролем за состоянием автопарка. После реформы право проверять машины получили частные компании, получившие аккредитацию в РСА.
Как мы помним, в недавнем прошлом компетенции по проведению техосмотра находились в юрисдикции ГИБДД. Стоимость талона техосмотра в Москве колебалась в пределах 4-6 тыс. руб. После перехода контроля за техническим состоянием автомобилей к частным компаниям, стоимость снизилась более чем в 3-4 раза. Сейчас страховые компании предлагают диагностические карты по цене 1,5 тыс. руб.
При передаче полномочий по проведению техосмотра автомобилей снова в ГИБДД, скорее всего, возрастёт его стоимость. У РСА сейчас, как в прошлом у ГИБДД, достаточно полномочий для наведения порядка: на каждой диагностической карте стоит печать выдавшего ее сервис-центра. И, если речь идет о незаконной продаже диагностических карт, «виновника» легко вычислить. Более того, продавая диагностические карты, страховые компании опосредованно несут и материальную ответственность. Ведь, если машина окажется неисправной, то именно страховая компания будет возмещать ущерб пострадавшей стороне.
Регулярные проверки со стороны Росаккредитации и МВД увеличат «издержки» сервис-центров, и данные дополнительные расходы лягут на потребителя. Сомнительно выглядит и представленная статистика по аварийности из-за неисправностей. МВД в данном вопросе является заинтересованной стороной и имеет возможность манипулировать данными, чтобы вернуть функцию техосмотра под свой контроль.
Было бы правильнее, снижая госрегулирование, ответственность за техническое состояние автомобиля целиком оставлять на владельце источника повышенной опасности. И увеличивать не стоимость владения авто каждым автомобилистом, а наказывать как раз владельцев неисправных автомобилей.