Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о платном въезде в городах

6 июня 2016 г. Транспорт 6 1833 Гэу Андрей

Комитет Госдумы по транспорту одобрил принятие в I чтении правительственного законопроекта «Об организации дорожного движения в России».

Документом предусматривается, что региональные и местные власти вправе вводить плату за въезд, чтобы обеспечить эффективную организацию дорожного движения. Размер такой платы законом не ограничен.

По замыслу авторов, законопроект об организации дорожного движения должен способствовать более эффективному передвижению по дорогам и повышению безопасности.

Плата за въезд в центр применяется во многих европейских городах для регулирования загруженности дорог. Власти Москвы ранее уверяли, что вводить плату за въезд не собираются, ограничившись платной парковкой.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Мошкин Игорь (Заместитель декана по науке факультета управления, доцент, Южный федеральный университет)

В современных условиях отставание в развитии дорожной сети стало серьезным ограничением экономического роста. Ориентация экономики города на развитие высокотехнологичных отраслей, расширение торговых связей с другими муниципальными образованиями, внедрение логистических принципов поставок товаров, рост уровня автомобилизации и подвижности населения - эти тенденции развития крупных городов требуют построения дорожной сети, позволяющей удовлетворить требования пользователей в перевозках с минимальными затратами времени и ресурсов при обеспечении высокого качества и безопасности поездок.
За последнее десятилетие в центрах крупных городов Российской Федерации проявились два одновременных процесса. Первый - это все более растущее значение центра в экономической, социальной и административной сферах. Второй – доминирование третичного сектора экономики (торговли, культурно-бытовых услуг, коммерции и т.д.), что приводит к тяготению населения и соответственно транспорта в центры городов.
Наблюдается ежегодный рост парка индивидуального автомобильного транспорта, но наибольший прирост наблюдается по транспортным средствам, находящихся в собственности физических лиц. Следует заметить, что самый большой прирост наблюдается по легковым автомобилям, при этом именно данный вид транспорта характерен для центра города и соответственно нагрузка на улично-дорожную сеть увеличивается ежегодно.
Сложившаяся ситуация подталкивает власти на принятие достаточно жестких мер. Выходом может быть и обращение к зарубежному опыту. Страны с высоким уровнем автомобилизации являются ценным материалом. При этом необходимо будет учесть материальное положение россиян, чтобы нововведения не повлияли на реализацию уже существующих государственных программ.

Маричев Александр (Начальник отдела консалтинга и корпоративного обслуживания, "ДИГЕСТА")

Должна же быть логика в действиях лиц, принимающих решения по нормотворчеству: либо плата за парковку, либо платный въезд. Очевидно, что тот, кто въезжает в центр города вряд ли просто транзитник, у него какая-то цель и он должен будет сделать остановку. Тогда он оплатит парковку. Если же с него берут деньги при въезде, тогда это аванс за предстоящую парковку. Но брать дважды - это перебор.

Тузов Алексей (Независимый эксперт транспортной отрасли)

Еще в марте 2015 года в Госдуму может быть снесен законопроект о возможности платного въезда в отдельные участки городов России. Однако идея наделения органов местного самоуправления субъектов РФ возможностью взимать плату за въезд в отдельные части города мне кажется неудачной. Если говорить о рядовых автомобилистах, путешествующих и/ или работающих в нескольких городах и передвигающихся между ними на личном авто, то введение платного въезда в города вызовет массовые недовольства. Для местных властей это будет лишний способ получения денег, теперь уже даже не от местных жителей, а от населения всей страны. В целом для водителей ничего не изменится: автомобилисты смогут также передвигаться по территории России, как делали это раньше бесплатно, только за деньги.
Об ограничении въезда грузового и коммерческого транспорта еще можно порассуждать, однако здесь необходимо для начала просчитать все вероятные риски, связанные с увеличением стоимости перевозимых товаров, в том числи продуктов питания и первой необходимости. Цена въезда будет так или иначе закладываться в стоимость груза, и отразится в первую очередь на местном населении, уровень заработных плат которого никак не поднимется в связи с введением платного въезда в город. При этом водители начнут искать пути объезда платных зон через населенные пункты, что также вряд ли понравится жителям. Лично я считаю, что у любой платной дороги обязательно должен быть бесплатный дублер, так как каждый автомобилист должен сам для себя решать, готов он тратить деньги на комфортный проезд или нет.
Что касается возможных путей транспортного развития страны, я сторонник масштабного расширения улично-дорожной сети. Средства, собранные за счет оплаты парковок в столице и проезда по уже существующим платным трассам, должны быть потрачены на дорожное строительство, а не на оборудование, которое необходимо для сбора новых оплат, такое как считывающая техника, индикаторы, радиометки на машинах и прочие устройства, призванные отслеживать въезд транспортного средства в платную зону.

Андриевский Иван (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)

Власти Москвы имеют теперь все основания, чтобы сделать въезд в столицу платным. Однако буквально вчера Мэр заявил, что этого не будет. Кроме того, ряд депутатов Госдумы встал на защиту бесплатного въезда в центр городов и негативно относится к проекту закона. А вообще, инициатива вполне современна и может быть активирована как минимум в экспериментальном режиме. Во-первых, платный въезд может быть сделан в отдельные дни и часы, что позволит гибко регулировать загруженность городских дорог. Во-вторых, сбор может быть достаточно небольшим, чтобы не ущемлять кошелек автовладельца. В-третьих, при грамотной организации платного въезда должны улучшиться регулярные перевозки, парковки и развиться велосипедное движение, а значит и улучшиться экологическая ситуация в городе. Не говоря уже о том, что велосипед – более здоровый способ передвижения и набирает популярность в ряде развитых стран. Негативные последствия от введения такой инициативы также стоит принять во внимания – они могут снизить перспективы развития транспортной инфраструктуры и вызвать всеобщее недовольство. В целом надо признать, что в краткосрочной перспективе создание платного въезда в центр городов РФ имеет маленькие шансы на реализацию.

Хикматов Тимур (Начальник отдела пресс-службы и информации, Минтранс РФ)

В настоящее время в законодательстве РФ организации дорожного движения уделено наименьшее количество НПА. В частности, в 21 ст. ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» указан ряд мероприятий в рамках организации дорожного движения (ОДД). В настоящее время нет четкого понимания, каково целеполагание данных мероприятий, кто реализует данные функции.
Законопроектом предусмотрена ОДД как отдельный вид деятельности, который направлен на повышение эффективности ОДД. Прежде всего, это связано с повышением пропускной способности автомобильных дорог и снижением проблемы автомобильных заторов. Кроме того, законопроект преследует цель повышения безопасности дорожного движения. Организация дорожного движения – это деятельность, безопасность – ее результат. Результатом станет сокращение временных параметров движения пассажиров, автомобилей и иных участников дорожного движения по улично-дорожной сети городов.
В настоящее время не уделяется должного внимания ОДД в силу того, что это не самостоятельный вид деятельности. С учетом роста уровня автомобилизации и медленного строительства улично-дорожной сети проблема заторов накапливается. В этой связи необходимость данных поправок назрела давно. Принятие законопроекта позволит определить ОДД отдельным видом деятельности. Возникнут уполномоченные организации, отвечающие за данный вид деятельности. Полномочия будут разделены между федеральными органами исполнительной власти, региональными и местными. Слаженное взаимодействие всех уровней власти решит проблему заторов в городах, мегаполисах, иных населенных пунктах.
Общепринятая мировая практика свидетельствует о том, что есть целый ряд вопросов ОДД, в том числе введение платности за въезд в город. Между тем, законопроект очень демократичен, он не обязывает вводить ограничения посредством взимания платы, а лишь дает такую возможность городам. Данные ограничения могут приниматься на региональном, местном уровнях. При этом, региональные власти для этого должны выпустить соответствующий акт, требующий публичного общественного обсуждения. Все эти процедуры установлены законодательством РФ. В случае ограничения движения легкового транспорта должны вводиться альтернативные пути объезда, развития общественного транспорта, что также продиктовано общемировой практикой.

Кротов Дмитрий (Коммерческий Директор Группы Компаний «АвтоТрекер»)

Такая практика, вероятно, оправдана, но вводить её в Москве, преждевременно.
Во-первых, не готова инфраструктура. Необходимо сначала закончить модернизацию развязок ТТК, на которых и возникают основные пробки в часы пик, запустить наземное метро в область и по МКЖД. В Европе, в первую очередь, решались именно эти задачи. На сегодняшний день у нас катастрофически не хватает перехватывающих парковок, на центральных станциях метрополитена создаются огромные «пешеходные» пробки, необходима модернизация эскалаторов на многих станциях. Введение платы за проезд только усугубит эти проблемы.
Во-вторых, обратите внимание, кто обычно ездит в пределах Садового кольца? Больше половины автомобилей в центре Москвы в будний день – это служебный транспорт чиновников, либо автомобили их обслуживающие (курьеры, доставка, посетители...). И кто будет оплачивать въезд данного служебного транспорта? Снова за счет налогоплательщиков? Если представители власти сами начнут пользоваться общественным транспортом, от этого будет многократная выгода: снизятся заторы на дорогах; бюджет сэкономит на затратах (услуги авто, ГСМ, приобретение и содержание авто и т.д.); освободятся площади, заставленные служебными автомобилями перед ГосДумой и многочисленными министерствами, как федеральными, так и городскими. Да и проблема с инфраструктурой может быстрее решиться, если посмотреть на неё изнутри.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также