Внедрение «умных» систем в новые автомобили, распространение различных систем автоматизации приведет к снижению числа ДТП, и, следовательно, к снижению страховых премий, полученных автостраховщиками. Только в ближайшие 5 лет последние могут не досчитаться $20 млрд. Такой прогноз приводится в совместном исследовании перестраховочной компании Swiss Re и картографического сервиса Here.
Если бы сегодня системы предупреждения столкновений, системы, информирующие о мертвых зонах и «умные» парктроники были распространены повсеместно, число аварий на автомагистралях сократилось бы вдвое.
К 2020 году на каждом автомобиле будет, в среднем, установлено 1,7 «умной» системы, наиболее популярны они будут в Северной Америке и Европе, говорится в исследовании Swiss Re и Here. Сначала они появятся в автомобилях класса премиум, а затем и в массовых.
По оценке агентства Moody’s, большинство автомобилей будет беспилотными примерно к 2045 г., а к 2055 г. они станут распространены повсеместно. С использованием беспилотных автомобилей число аварий резко сократится, что означает для страховых компаний снижение премий, а следовательно и прибыли.
Страховые компании заинтересованы в повышении безопасности дорожного движения, так как аварийность напрямую влияет на убыточность страховой отрасли: чем больше аварий, тем больше выплаты страховщиков. Ситуация с аварийностью, помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, особенно напряженная в таких регионах, как Республики Башкортостан и Татарстан, Нижегородская, Самарская, Челябинская, Ростовская области, Красноярский, Краснодарский и Пермский края. Поэтому мы всячески приветствуем распространение всех технологий, которые могут способствовать снижению аварийности на дорогах.
Страховщики давно понимают и осознают данную проблему. Так, Российский союз автостраховщиков (РСА) уже 10 лет ведет активную работу по поддержке программ безопасности дорожного движения.
Сами страховые компании готовы поощрять аккуратных водителей, предоставляя им особые условия страхования и дополнительные скидки. В частности, на стимулирование водителей к безопасному вождению направлено развитие программ умного страхования с использованием телематических устройств. Такие устройства собирают данные о стиле вождения (количество перестроений, скорость вхождения в поворот, частотность ускорений и др.), на основе чего для аккуратных водителей страховые компании готовы снижать стоимость полиса автострахования. "Ингосстрах" в конце 2014 года запустил телематический продукт "Обратная связь", который позволяет получить аккуратному водителю с большим стажем скидку до 40%. Таким образом безопасность вождения всячески приветствуется страховщиками, более того, мы видим за продуктами умного страхования будущее всей отрасли.
Наконец, в последнее время начала меняться парадигма поведения самих страхователей. Клиенты, заинтересованные в получении индивидуальных условий страхования, меняют свое отношение к сохранению хорошего КБМ, готовы самостоятельно компенсировать мелкие повреждения, что в свою очередь способствует распространению продуктов с франшизой, а также программ частичного страхования, когда из страхового покрытия исключаются некоторые элементы ТС. Рынок давно ждал этих изменений.
Как внедрение новых систем в автопроме отразится на рынке автострахования?
Компьютеризация современных автомобилей с отставанием влияет на рынок автострахования. Многие современные технологии, например прототипы автопилота, не обкатаны до этапа внедрения в массовые автомобили, и в связи с этим устанавливаются только на люксовые автомобили. Впрочем, это характерно для любой высокотехнологичной разработки. Например, подушка безопасности для водителя использовалась как дополнительная опция в премиум автомобилях компании Mercedes-Benz с 1981 года. Только намного позднее подушки безопасности перешли в массовый сегмент и сегодня установлены фактически на всех современных автомобилях и защищают не только водителя, но и пассажиров. По различным оценкам подушка безопасности снижает смертность при ДТП примерно на 30 %. Между тем, без пристегнутого ремня безопасности подушка безопасности может не только не спасти человеку жизнь, но и даже навредить ему.
Системы безопасности в конце прошлого века серьезно изменили рынок автострахования и продолжат его менять. Очевидно, что снизится потребность в страховании жизни водителя и пассажиров, которые будут находиться под защитой электронных систем в автомобиле. Однако прибыль страховщиков вряд ли будет снижаться в ближайшей перспективе, пока автомобили будут находиться под управлением человека, и он будет продолжать нести ответственность за управление своим автомобилем. Беспилотные авто, пока неполноценная технология. Для нее придется менять законодательство, ведь в случае ДТП, ответственность будет лежать на разработчике электронных систем безопасности или на фирме, выпустившей сам беспилотник. В связи с этим структура рынка автострахования перейдет от частных страховок к корпоративным, когда автоконцерн сам будет страховать свои автомобили, а покупатель просто пользоваться ими.