Статистика АЕБ свидетельствует о замедлении падения продаж в сегменте легковых автотранспортных средств. В январе-феврале 2016 года реализация сократилась на 29.1% и 13.4%, тогда как в марте падение составило всего 10%.
В марте продажи авто выросли на 13.2%. Все же, в феврале был зафиксирован бОльший рост продаж по отношении к январю - +35.8%. Для сравнения: в 2015 году в марте рост составил 9% к данным февраля.
По информации АЕБ, в I квартале сегмент легковых автомобилей сократился на 16.9%. Всего было продано 319.092 машины, пишут «Ведомости». В тройку лидеров по продажам попала Lada, Hyundai и Kia. Несмотря на первенство, продажи Лады в марте упали на 19% по сравнению с мартом 2015. Kia реализовала на 2% больше авто в годовом выражении, а компания Hyundai сумела продать на 21% меньше. В BMW Group продали на 23% авто больше в годовом выражении.
В I квартале 2016 года увеличили продажи и такие автопроизводители, как Ford (+87%), Skoda (+6%), по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Продажи Nissan в марте выросли (+18%), но в годовом выражении остались неизменными.
Могут ли мартовские показатели говорить о постепенной стабилизации рынка легковых автомобилей?
- Говорить о стабилизации рынка пока рано. Но темпы падения продаж замедляются, и это внушает надежду на то, что в скором времени рынок может достичь своего «дна». Возможно, это случится уже во второй половине нынешнего года, либо в следующем году. Но в 2016 году рынок все равно упадет. Вопрос лишь в том, насколько? Дело в том, что экономическая ситуация в начале 2016 года отражает продолжение и углубление экономического кризиса, что закономерно ведет к дальнейшему спаду продаж легковых автомобилей в 2016 году в целом. Пока же нынешний уровень сокращения рынка (-17% в первом квартале) соответствует прогнозу аналитического агентства «АВТОСТАТ» для российского рынка легковых автомобилей. Так, при среднесрочном прогнозе по оптимистичному варианту рынок легковых автомобилей в 2016 году сократится не более чем на 10% – до 1,35 млн единиц. Пессимистичный вариант прогноза предполагает, что рынок может «провалиться» на 26% – до 1,1 млн штук. Причем оба варианта прогноза предусматривают эффект от действия госпрограммы поддержки автопрома в 2016 году. От того, насколько эффективно будет ее воздействие, и будет понятна глубина падения рынка. Но об этом можно будет судить в середине года, когда уже сформируется рыночный тренд.
Могут ли мартовские показатели говорить о постепенной стабилизации рынка легковых автомобилей?
Очевидно, что сейчас можно говорить только о замедлении падения объемов рынка новых автомобилей в России. Уровень продаж очень зависит от курса рубля – поскольку большая часть комплектующих для выпускаемых автомобилей (даже для Lada) импортируется – и от доступности кредитов. Осенью прошлого года казалось, что ситуация в российской экономике нормализуется, ЦБ начнет снижать ставку, а курс рубля стабилизируется, однако, конец 2015 и начало 2016 показали, что улучшений ждать пока рано: рубль по-прежнему очень нестабилен, и себестоимость автомобилей будет только расти. Поняв, что при сокращении продаж новых автомобилей, нужно искать незанятые ниши, дилеры стали активно развивать сегмент trade-in и реализации авто с пробегом. Соответственно часть покупок совершена в этом сегменте.
Замедление падения – это, конечно, положительный момент, но прогноз продаж на 2016 год пока можно оставить неизменным: 1,2 млн новых автомобилей.
Могут ли мартовские показатели говорить о постепенной стабилизации рынка легковых автомобилей?
В связи с экономическим кризисом, когда курс рубля снижается, а цены на автомобили растут, платежеспособность потребителей снижается. Однако люди стараются вкладывать деньги в более дорогостоящие авто, прогнозируя, что их стоимость со временем будет увеличиваться.
На начало 2016 года самыми востребованными в автомобильной отрасли стали два ценовых сегмента: авто стоимостью от 1-1,5 млн. рублей и свыше 1,5-2 млн. рублей. При этом нельзя сказать, что бюджетные автомобили пользуются большим спросом в кризис. Причин того, что рынок бюджетных автомобилей в России сокращается, несколько. Во-первых, нестабильная экономическая ситуация в стране в первую очередь сказывается на потребителях, чей доход находится на уровне или ниже среднего – покупатели отечественных автомобилей, либо бюджетных иномарок. Во-вторых, к выбору и покупке машины российские автовладельцы теперь подходят более тщательно, учитывая будущие эксплуатационные расходы. В целом по марту дилер отмечает заметное снижение спроса на В-сегмент — потребители активно переключаются на вторичный рынок, где могут за те же средства купить машину более высокого класса. Мы прогнозируем, что апрельские продажи будут лучше мартовских.