Аналитики агентства Moody’s спрогнозировали будущее мирового авторынка. Так, в 2016 году российский рынок продолжит тенденции прошлого года и сокращение продаж составит около 15%.
Совсем иная ситуация сложится в Японии, где продажи авто в нынешнем году увеличатся на 0.3%, а в 2017 году – на 1.8%, предполагают в Moody’s. В Китае продажи могут вырасти на 6.5%; это обусловлено снижением налога с 10% до 5% на приобретение машин с объемом двигателя до 1.6 литров.
Увеличение продаж ожидается и в Западной Европе: на 4.7% - в 2016 году, на 3.1% - в 2017 году. В США рост продаж может остановиться на отметке 0.9% в нынешнем году на фоне удовлетворения отложенного спроса в 2015 году, когда рост составил 5.8%.
По Вашему мнению, насколько реалистичен прогноз Moody’s? Насколько могут упасть продажи автомобилей в РФ в 2016 году, учитывая экономическую конъюнктуру?
Российский автомобильный рынок действительно находится в тренде, противоположном европейскому. В зоне евро отсутствует инфляция, и падает цена топлива, что поддерживает потребительский оптимизм. В России – наоборот, в 2016 году рынок ждут несколько серьезных стрессов: увеличение цен на новые автомобили и на все виды топлива, обязательное оснащение всех новых моделей тревожной кнопкой Эра-Глонасс, что также приведет к росту цен и, как следствие, снижению объемов выпуска автомобилей внутри страны.
С текущими ценами на нефть в экономике России реализуется худший сценарий, и сложно ждать восстановления рынка до уровня 2014 года или даже повторения результата 2015-го.
Январь 2016-го оказался провальным и продажи упали на 29% по сравнению с январем 2015-го. Перекладывать этот процент на весь год или ждать однозначно нисходящей кривой продаж не стоит, но в первом полугодии мы точно не увидим улучшений на рынке. Возможный рост сырьевых цен, стабилизация курса рубля, снижение ключевой ставки в РФ и восстановление кредитования должно улучшить результаты второго полугодия, однако, в целом за год объем рынка, скорее всего, сократится на 20%, и общие продажи составят примерно 1200 000 автомобилей.
По Вашему мнению, насколько реалистичен прогноз Moody’s? Насколько могут упасть продажи автомобилей в РФ в 2016 году, учитывая экономическую конъюнктуру?
По оценкам экспертов ГК «АвтоСпецЦентр» продажи новых авто в России в 2016 году сократятся по сравнению с прошлым годом на 5-15%, а объем рынка новых автомобилей составит 1,3-1,53 млн. ед. В 2016 году две трети авторынка России могут быть поделены между АвтоВАЗом – концернами Renault–Nissan и Hyundai–Kia. Среди других значимых игроков российского рынка стоит отметить бренды Toyota, Volkswagen и Skoda, и авто сегмента SUV, в ценовой категории от 1 до 1,5 млн. руб., несмотря на сложную ситуацию в сфере автопродаж остающиеся популярными у российских покупателей. Поскольку из более чем 1,5 миллионов новых автомобилей, которые были куплены в прошлом году, больше трети приобретались с использованием специальных льготных условий, в 2016 году продолжение этой программы станет дополнительным стимулом для покупки авто, бюджетного сегмента.
Учитывая, что российский автомобильный рынок последние три года сократился почти в два раза: в 2012 году в стране было продано почти 3 млн. новых легковых машин, а в 2015 году – всего 1,6 млн. единиц. Рост цен на автомобили, обусловленный повышением стоимости иностранных валют по отношению к рублю, секвестр различных госпрограмм и наличие автопарка, который можно продолжать эксплуатировать и перепродавать на вторичном рынке, станут теми факторами, которые продолжат негативно влиять на продажи новых автомобилей в РФ. Поэтому покупатели массового сегмента либо переориентируются с новых автомобилей на аналогичные варианты с пробегом, либо будут приобретать авто по госпрограммам развития авторынка, предлагающим выгодный кредит с низкой процентной ставкой (7–10%) на новые авто. Самые востребованные автомобили будут находиться в ценовой категории от 1 до 1,5 млн. руб., от 2,5-3 млн. руб. и выше, и бюджетные модели стоимостью от 400 до 800 тыс. руб., показавшие успешные продажи в 2015 году.
По Вашему мнению, насколько реалистичен прогноз Moody’s? Насколько могут упасть продажи автомобилей в РФ в 2016 году, учитывая экономическую конъюнктуру?
- Экономическая ситуация в начале этого года отражает продолжение и углубление экономического кризиса, что закономерно ведет к дальнейшему спаду продаж легковых автомобилей в 2016 году в целом. Самым сильным макроэкономическим фактором, напрямую влияющим на рынок легковых автомобилей, продолжает оставаться мировая цена сырой нефти. И падение цены нефти задает, в свою очередь, рост валютных курсов, который ведет к росту цен автомобилей и других потребительских товаров и услуг, что соответственно снижает потребительские способности населения.
По оптимистичным прогнозам экспертов, среднегодовая цена нефти марки Brent в 2016 году окажется в диапазоне 40 – 50 дол./баррель, а по негативным прогнозам – в диапазоне 30 – 40 дол./баррель. В то же время наше прогнозирование на основе математического моделирования показало, что рассчитывать на небольшой рост рынка легковых автомобилей в 2016 году следует лишь в случае расположения среднегодовой цены нефти в диапазоне 60 – 70 дол./баррель, что пока выглядит очень маловероятной перспективой. При ценах нефти ниже 50 дол./баррель неминуемо дальнейшее падение рынка, и вопрос прогноза заключается лишь в определении «глубины» падения. Удержать рынок от значительного падения в 2016 году может объявленное Правительством РФ продолжение программы поддержки российского автопрома, на которое предполагается выделить до 50 млрд руб., что, по нашей оценке, может обеспечить дополнительный объем продаж до 350 – 380 тыс. легковых машин.
При среднесрочном прогнозе по оптимистичному варианту рынок легковых автомобилей в 2016 году сократится не более чем на 10% – до 1,35 млн автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает, что низкие цены на нефть продержатся весь год и рынок может «провалиться» на 26% – до 1,1 млн машин. Причем оба варианта прогноза предусматривают эффект от действия госпрограммы поддержки автопрома в нынешнем году. Очевидно, что в реальности, вероятнее всего, получится какой-то промежуточный вариант прогноза, возникший в результате комплексного воздействия всех экономических и политических факторов.