Четверть российских автодилеров, или около 1000 компаний, находятся на грани банкротства, заявил вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Вячеслав Жигалов.
По его словам, это связано с оттоком клиентов из сервиса, поскольку продажи уже прибыли практически не приносят.
В тоже время банкротство автодилеров повлечет за собой списание сотен миллионов банковских кредитов, поскольку дилерская сеть очень сильно закредитована, предупреждает Жигалов.
Отметим, что продажи легковых автомобилей в России в 2015 году упали на 36% до 1,6 млн. В январе текущего года продажи легковых автомобилей упали на 29,1% по сравнению с январем 2015 года.
В 2015 году российский авторынок покинули около 700 дилерских предприятий. Такая тенденция, возможно, сохранится и в ближайшие 12 месяцев. Продолжится также и курс на сокращение предлагаемого к продаже модельного ряда, намеченный автодилерами еще в конце прошлого года.
То, насколько непростым будет 2016 год для автомобильного рынка, зависит от многих важных факторов, в том числе от стоимости нефти, курса доллара и евро, доступности автокредитов, падения уровня заработной платы в РФ. Также это будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране.
Текущие меры поддержки авторынка, принятые правительством, такие как продолжение программы льготного автокредитования, лизинг, возможность использования материнского капитала для покупки машины будут стимулировать продажи авто в массовом сегменте.
Негативным фактором для стабилизации ситуации на авторынке, безусловно, является неизбежный рост цен на новые и, как следствие, на подержанные автомобили. При покупке автомобиля именно цена выходит на первое место – конкуренция высока, предложений на рынке огромное количество и найти более дешевую альтернативу сейчас очень просто. Не говоря уже о том, что в настоящий момент многие модели стоят в РФ дешевле, чем за границей. Так происходит потому, что продавать авто по действующему курсу валюты, а не по сниженному, например, 61 рубль за евро, автодилеры не могут из опасения, что резкое повышение цен приведет к оттоку клиентов из автосалонов.
Разумеется, такая ситуация не может продлиться долго, поэтому стоимость авто на российском рынке снова увеличится на 20-25%. Одной из причин грядущего роста цен станет переход России на более жёсткий экологический стандарт двигателей по нормам выбросов вредных веществ в атмосферу – Евро-5. Также приведет к повышению цен на 20–40 тысяч рублей и увеличение утилизационного сбора. Чтобы не допустить падения продаж, автодилерам придется задействовать все маркетинговые инструменты и вести гибкую ценовую политику. Именно индивидуальный подход и клиентоориентированность могут стать залогом успеха продаж в наступившем году.
Спрос на легковые автомобили без привлечения автокредитов сейчас достаточно низкий. Это вызвано слабой платежеспособностью населения. Россиянам сейчас трудно обслуживать ранее непогашенные потребительские кредиты и ипотеку. Между тем, девальвация рубля и падение реальных доходов населения заставляют миллионы граждан снижать уровень комфортности их жизни, чтобы жить соразмерно их ежемесячным доходам. В таком случае неудивительно, что покупка нового автомобиля переходит в разряд роскоши. Кроме того, необходимость в оформлении страховки при покупке нового авто не может быть привлекательным предложением в кризис.
Что касается сервисного обслуживания, то стоимость ТО у официального дилера и у обычной автомастерской может отличаться в разы, в большую сторону по отношению к дилерам. Отказ от прохождения ТО у официального дилера в теории может привести к потере гарантийного ремонта и обслуживания. На практике автомобилист может написать претензию или обратиться в суд, если ему не удастся в обычном порядке решить вопрос о прохождении ТО у дилера после визита в неофициальную мастерскую. Между тем, зависимость стоимости импортных комплектующих от курсовой разницы вряд ли убедит российских автомобилистов в том, что им надо оплачивать наценку официальных дилерских центров. По сути, сейчас основным регулятором рынка станут антикризисные предложения автомастерских, которые будут пытаться привлечь клиентов любыми способами, лишь бы сохранить свой бизнес в России.
Снижение автомобильного рынка продолжается уже третий год, и в прошлом году число автодилеров в России впервые пошло на спад. Рынок покидают «слабые» игроки, прежде всего те, кто не смог или не успел выстроить эффективные бизнес-процессы и/или вел слишком рискованную политику в области развития.
Многие дилерские центры строились в расчете на непрекращающееся увеличение емкости рынка и с масштабным привлечением кредитных средств. Традиционно, обеспечением по кредитам выступали здания дилерских центров. Между тем, здание дилерского центра – это всегда достаточно специфичная постройка, которую сложно перепрофилировать для других видов деятельности. Ввиду этого ценность таких залогов снижается вместе с падением авторынка, а количество объектов, выставленных на продажу, наоборот растет.
Другая тенденция рынка, которая набирает ход – консолидация вокруг сильных и успешных игроков. Крупные компании с диверсифицированным портфелем брендов оказываются гораздо более устойчивыми в кризис. Мы прогнозируем, что в ближайшее время число подобных сделок будет стремительно расти, и для многих небольших компаний именно этот путь окажется предпочтительным.