Льготный тариф системы «Платон» для большегрузов сохранится после 1 марта

17 февраля 2016 г. Транспорт 3 2762 Гэу Андрей

Тариф за каждый пройденный километр по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 тонн, взимаемый в рамках системы «Платон», не будет повышен с 1 марта. Об этом заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

Сейчас для большегрузов действует льготный тариф 1,53 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Предполагалось, что с 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 рубля за километр.

Система «Платон» начала работать с 15 ноября 2015 года, вызвав в основном негативную реакцию перевозчиков. Новый сбор предназначен для возмещения ущерба при движении по федеральным автомобильным дорогам. Все 100% сбора от «Платона» поступают в дорожный фонд.
Комментарии ЭКСПЕРТОВ
Киселева Дарья (Маркетолог, Логистическое Агентство "20А")

Как введение системы взимания платы с большегрузов "Платон" отразится на рынке грузовых автоперевозок в России и СНГ?

Введение сбора на проезд грузовиков может изменить структуру рынка перевозок. Например, в Европе для преодоления расстояния более 500 км преимущественно используется железнодорожный транспорт. В нашей стране также можно было бы ожидать увеличения доли перевозок по железным дорогам. Тем более что именно на дальних маршрутах использование железнодорожного транспорта дает ценовые преимущества. Скорее всего, этот фактор вскоре станет решающим при перевозке тяжелых контейнеров, на которые есть ограничения на автодорогах.

Увеличатся ли тарифы на грузоперевозки? Пострадают ли грузовладельцы?

Сегодня, вследствие обнаружившихся технических проблем, небольшие транспортные компании приостановили прием заказов. Вероятно, они сталкиваются с наибольшими трудностями, поскольку им сложнее оптимизировать затраты (в том числе на топливо, обслуживание, ремонт и т.д.). Из-за этого повысился спрос на крупных перевозчиков. Поэтому некоторые крупные компании попытаются повысить цены за свои услуги. В целом, по нашим оценкам, тарифы на перевозку вырастут на 8-12%.

В чем преимущества и недостатки "Платона"?

В перспективе введение нового налога должно привести к повышению качества дорожного покрытия. Если тариф будет пересмотрен в сторону снижения, и в России заработает современная система взимания платы, то в ближайшем будущем мы увидим новое развитие автодорожной сети и кардинальное изменения состояния дорог. Улучшение инфраструктуры окажет положительное влияние на логистику, так как по хорошим дорогам можно двигаться быстрее и безопаснее (в том числе и для грузов). Сам рынок перевозок станет более прозрачным и цивилизованным, что улучшит условия конкуренции.

Андриевский Иван (Первый Вице-президент, Российский союз инженеров)

Тариф на перевозку груза на фуре из Москвы в Санкт-Петербург составляет около 30 тыс. рублей. Обратно, как правило, груз везут дешевле – чтобы машина не простаивала и не ехать порожняком. Обратный маршрут водители оценивают в 12-13 тыс. рублей, но, полагаю не всегда – иногда договариваются с грузоотправителем заранее, тогда можно запросить больше. Но будем отталкиваться от минимальных оценок – перевозка груза на большегрузной фуре по маршруту Москва-Санкт-Петербург-Москва стоит 42-43 тыс. рублей. Общее расстояние, которое пройдет грузовик – 1420 км. Добавляем еще 50 на подвоз груза от точки до точки – итого 1470 км. Дополнительный сбор по системе «Платон» составит 2250 рублей. Если эту сумму включить в тариф грузоперевозок – рост составит чуть более 5,2%. Еще раз подчеркну – что обратный маршрут мы считаем по минимуму. Даже в этом случае для грузоотправителей рост на 5,2% вряд ли будет существенным, а в рознице эти 5,2% «размазываются» по всему объему перевезенного груза, и прибавка к конечной цене товара будет минимальной. К тому же обратный маршрут, как мы помним, груз прошел по цене вдвое меньшей – то есть, получилась существенная экономия. Конечно, есть отдельные грузы, для которых переплата в 5,2% будет ощутима – но это единичные виды грузов.
Таким образом, никаких серьезных последствий для грузоперевозок на первоначальном этапе введение системы «Платон» не должно нести. Грузоперевозчикам просто нужно поднять цену на свои услуги на размер выплат по «Платону». И никаких критических последствий ни для перевозчиков, ни для рынка быть не должно. Позже тариф, как мы помним, вырастет, и его внесение в стоимость грузоперевозок будет уже заметным в рознице, но опять же – оно не будет существенным! Стоимость грузоперевозок – это одна из составляющих в конечной цене товара, и подорожание этой составляющей на 5,2% не означает, что настолько же должна вырасти розничная цена товара!
Проблема внедрения «Платона» – в недостаточной готовности самой системы. Необходимо было хотя бы полгода протестировать систему на грузоперевозчиках без взимания платы. Аналогичные системы работают во многих европейских странах и грузоперевозчики спокойно к этому относятся, поскольку обоснованность дополнительного сбора с большегрузов на ремонт дорожного полотна – очевидна.

Алексашов Игорь (Руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК»)

Сообщение о неповышении с 1 марта платы за проезд большегрузов по системе «Платон» – это отличная новость не только для перевозчиков, но и собственно, грузовладельцев. Надеемся, предложение Минэкономразвития будет услышано, и тарифы не будут повышены как минимум до 15 ноября, чтобы избежать дополнительных нагрузок на бизнес.

Комментировать
Добавить комментарий
Комментарии ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Читайте также