Согласно данным ФТС, в 2015 году экспорт легковых автомобилей отечественного производства снизился на 23%, составив 97.4 тысяч единиц. Продажи в страны СНГ сократились на 30%, а в страны дальнего зарубежья, - наоборот, выросли в 2.5 раза. Тем временем, экспорт грузовых автомобилей в целом сократился на 9%.
Вопреки надеждам государства на то, что ослабление рубля даст толчок экспорту, поставки значительно снизились. Наибольшее падение зафиксировал АвтоВАЗ, где продажи упали на 58% (19.5 тысяч проданных авто), пишет «Ъ». За ним следует УАЗ, экспорт машин которого сократился на 24% (до 4.8 тысяч проданных авто).
Эксперты утверждают, что основная причина спада экспорта – снижение спроса в странах СНГ – в частности, в Казахстане и Азербайджане на фоне ослабления национальных валют. Другая причина – увеличение количества частных перекупщиков, которые скупали авто в РФ и переправляли в свои страны. Даже поддержка государства в размере 3.3 млрд рублей (на 2016 год) не сможет вернуть положительную динамику, полагают они.
Впрочем, АвтоВАЗ сумел нарастить экспорт в страны дальнего зарубежья – до 7.7 тысяч автомобилей. Экспорт КамАЗа в СНГ снизился на 20%, но вырос вдвое в страны дальнего зарубежья (до 1.6 тысяч машин).
Как Вы прокомментируете статистику по экспорту?
Ключевые экспортные рынки для российских автопроизводителей – это рынки стран СНГ. Крупнейшим импортером российских автомобилей в этом регионе остается Казахстан, на который в 2014 году приходилось порядка 75-80% поставок. При этом экономика Казахстана, так же как и российская, является сырьевой. Таким образом, страна столкнулась с теми же проблемами, что и Россия – падение потребительских возможностей граждан, девальвация национальной валюты и т.д. Схожие проблемы испытывает и Азербайджан. Поставки автомобилей на украинский рынок практически прекратились не столько по экономическим, сколько по политическим мотивам. Чуть лучше ситуация с поставками в Белоруссию, однако и на этом направлении отрицательная динамика. Остальные страны не имели существенной доли в структуре экспорта российских автомобилей.
Поскольку ситуация в экономике большинства стран СНГ остается напряженной, ожидать возобновления роста на этих рынках, скорее всего, не стоит.
Что касается стран дальнего зарубежья, то у российских автомобилей на этих рынках в 2015 году было серьезное конкурентное преимущество – падение курса рубля сделало продукцию отечественного автопрома более конкурентоспособной на рынках с более стабильной валютой. Что и отразилось в росте экспорта автомобилей в страны дальнего зарубежья. В 2016 году можно ожидать дальнейшего развития этого направления экспорта, поскольку рубль остается по-прежнему слабой валютой. Впрочем, доля стран дальнего зарубежья в экспорте российских автомобилей занимает около 11,5%, поэтому значительной поддержки российский автопром от развития данного направления не получит.
Что поможет отечественному автопрому вернуть утраченные позиции на международном рынке?
Падение экспортных продаж российских автозаводов связано с тем, что большая часть поставок приходится на страны СНГ, самыми крупными рынками которого являются Украина и Казахстан. Однако Украина, во многом из-за политических противоречий и гражданского бойкота российских товаров, больше не является крупнейшим экспортным рынком для большинства российских производителей. Например, Hyundai перестала поставлять автомобили со своего завода в Петербурге. А рынок Казахстана, как и российский, сокращается из-за падения цен на нефть, а следом и покупательной способности граждан. В дополнение к этому курс валют в большинстве стран СНГ падает так же стремительно, как и рубль, поэтому и девальвация не дает преимуществ экспортерам. Даже в лучшем для российского автопрома 2012 году объем продаж на экспорт составлял не более 5% от производимых в РФ автомобилей, поэтому, чтобы экспортные продажи росли и составляли заметную часть в производственных планах автозаводов, необходим выход на большее количество внешних рынков, прежде всего - на европейский, как один из самых крупных в мире. Для этого необходимо, чтобы автоконцерны, имеющие производственные площадки в России переориентировали логистику на внешние поставки. Стимулировать их может, прежде всего, государство. Можно использовать успешный пример Чехии и Словакии, которые, обладая небольшим внутренним рынком, предложили автоконцернам льготные условия и, за несколько лет, стали крупными производителями автомобилей, основная часть которых идет на экспорт.
Снижение экспорта российских автомобилей, на мой взгляд, обусловлено сразу несколькими факторами. Первым из них является нестабильная экономическая ситуация в России и странах СНГ. На сегодняшний день можно наблюдать снижение покупательской способности граждан этих стран. С другой стороны, резкое ослабление рубля сделало Россию самой дешевой площадкой для сборки автомобилей, выпущенных на экспорт в страны дальнего зарубежья, чем могут воспользоваться производители.
Во-вторых, процесс выхода на внешний рынок является длительным, требующим больших вложений в локализацию производства и маркетинговую поддержку. Чтобы укрепиться на западном автомобильном рынке, российским компаниям необходимо около 3 лет.
Третья причина – это отсутствие комплексной поддержки со стороны государства. На сегодняшний день производители могут претендовать на различные адресные льготы, но процедура их получения является сложной, отчего многие компании отказываются от возможности сэкономить на поставках иностранных комплектующих и транспортировке готовых автомобилей.
Таким образом, российским автопроизводителям в связи с падением рубля и относительно низкой себестоимостью отечественных автомобилей не стоит отказываться от реализации своей продукции за рубежом. В случае если государство и производители консолидируют свои усилия, можно будет говорить о восстановлении экспорта российских автомобилей до прежнего уровня. Для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на рынки Европы и Латинской Америки, где при должной рекламной политике российские автомобили смогут составить конкуренцию за счет низкой по отношению к иностранным автомобилям стоимости.