Несмотря на то, что президент РФ Владимир Путин подписал поправки в закон об отходах производства и потребления, обязывающие российских автопроизводителей платить утилизационный сбор на общих основаниях с иностранными компаниями, в ЕС остались не удовлетворены данным решением, в частности, его привязкой к объему двигателя.
Базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. для легковых автомобилей, 150 тыс. руб. для грузовиков и автобусов. Размер сбора рассчитывается по формуле U= B x K, где B – базовая ставка утилизационного сбора, а K – коэффициент. Отечественные автопроизводители начнут уплачивать утилизационный сбор на общих основаниях с 1 января 2014 года. Сбор также распространяется на транспортные средства, ввозимые с территорий Белоруссии и Казахстана.
Как считают в Минэкономразвития, зависимость размера утилизационного сбора на автомобили от объема двигателя вполне обоснована. Однако в ЕС такую формулу считают дискриминационной.
В свою очередь, Россия собирается пожаловаться в ВТО на антидемпинговые пошлины Евросоюза, введенные против российской металлургической и химической продукции. Эти пошлины, по мнению российской стороны, противоречат соглашению о партнерстве между Россией и Евросоюзом.
Многие страны, в случае, если они видят, что их компании подвергаются дискриминации на внешних рынках, обращаются в Орган по разрешению споров (ОРС), где четко прописаны правила, порядок рассмотрения противоречий между сторонами. То есть, это абсолютно нормальная процедура – России надо привыкать к тому, что в новых реальностях мы будем использовать этот Орган, как в отношении ограничений против российских компаний, так и в протекционистских целях.