Недавние протесты дальнобойщиков, недовольных введением очередного дорожного сбора (топливный акциз, плата за проезд по федеральным трассам, транспортный налог), обратили на себя внимание президента РФ Владимира Путина.
Дабы решить проблему, глава государства поручил правительству в трехмесячный срок проработать вопрос отмены транспортного налога для большегрузов (свыше 12 тонн), просчитать потери региональных дорожных фондов от отмены налогов и в случае необходимости найти инструменты для компенсации ущерба.
При этом новое поручение президента не отменяет прежнее поручение об удвоении объемов дорожного строительства. По расчетам «Ведомостей», в 2016 году владельцы грузовиков должны будут заплатить государству 39.9 млрд рублей налогов; из них 10.6 млрд рублей пойдут на транспортный налог «Платон» его оператору РТИТС.
Эксперты полагают, что отмена вышеуказанного налога может переложить бремя компенсации ущерба от утраты дорожного сбора на плечи налогоплательщиков либо же заставит государство компенсировать ущерб регионам. Они также уверены, что отмена налога не поможет владельцам грузовиков и малому бизнесу, поскольку льгота позволит сэкономить не более 30 тысяч рублей в год при необходимых выплатах в 400 тысяч рублей (в среднем).
Поможет ли отмена транспортного налога сэкономить средства владельцам грузовиков и малому бизнесу?
Второй по значимости доход для региональных субъектов – это транспортный налог. С учетом того, что это единственный источник финансирования регионального дорожного строительства, который за последние годы растет, инициатива депутатов Госдумы в части отмены этого налога выглядит несколько странно. В сегодняшней нестабильной финансово-экономической обстановке нужно крайне взвешенно подходить к таким предложениям. Разрушить годами устоявшуюся систему финансирования легко, а что получат дорожные фонды взамен – неизвестно. Постоянные ремонты приводят к ухудшению состояния дорог, необходимости чаще проводить капитальный ремонт. Такая экономия в итоге окажется дороже и государству и малому бизнесу, ведь от качества дорожного полотна зависят и скорость передвижения, и стоимость грузоперевозок, и безопасность перевозки. Учитывая, что льгота сэкономит автовладельцам в среднем 1% выручки, а риски перевозчиков из-за ухудшения состояния дорог возрастут, отмена налога для крупнотоннажных автомобилей не поможет сэкономить средства владельцам грузовиков и малому бизнесу, а скорее усложнит ситуацию.