Несмотря на ноябрьский обвал продаж автомобилей в РФ (-43%), автоконцерны все равно планируют повышать цены в 2016 году. Это, прежде всего, связано с необходимостью покрыть убытки от проседания рынка, говорят дилеры.
В прошлом году автопроизводители решались на резкие скачки цен, ввиду ослабления рубля. Сейчас тенденция изменилась в сторону умеренного повышения цен. Так, отечественный АвтоВАЗ может уже в январе грядущего года повысить цены на модельный ряд на 3%, выяснил «Ъ». C нового года могут подорожать автомобили Volvo – на 2%-5%, Hyundai – в пределах 5%, Skoda – в среднем на 3%, Jaguar Land Rover – на 5%; премиальный брэнд Rolls-Royce намерен повысить ценники на 10%.
А вот такие производители, как Mazda, Nissan и Peugeot уже успели повысить цены к концу 2015 года – на 3%-6%, 6% и 4% соответственно.
В то же время дилеры надеются, что потребители учтут грядущий рост цен и перед Новым годом немного улучшат статистику продаж.
По Вашему мнению, поможет ли повышение цен нивелировать убытки от падения спроса? Какова вероятность дальнейшего падения спроса, учитывая сокращение реальных доходов россиян?
В условиях падения продаж на российском авторынке почти на 40% по сравнению с данными прошлого года, ведущие европейские и азиатские автомобильные бренды приняли ряд мер для преодоления кризиса. Более гибкими в плане ценовой политики оказались азиатские бренды, такие как Hyundai и Kia. Если в среднем по рынку цены на автомобили выросли на 21%, то повышение стоимости именно этих брендов составила в среднем 16%. Больше всего с начала года подорожали авто европейских автопроизводителей. Например, цены на Citroen выросли на 29%, стоимость Renault увеличилась на 25%. В условиях кризиса, когда стоимость автомобилей растёт, а покупательская способность населения падает, крупные автобренды принимают различные меры для того, чтобы сохранить и улучшить свои позиции на рынке. Европейские компании приостанавливают расширение дилерских сетей для уменьшения издержек, также предлагают клиентам, приобретающим новые авто, разного рода дополнительные услуги, например бесплатное техобслуживание на определенное время. Азиатские бренды действуют иначе – для удержания и увеличения продаж на рынок выводится всё больше новинок – у Kia, например, в этом году было 9 новых моделей, у Toyota – 5. Также азиатские производители ведут более демократичную ценовую политику. Всё это позволяет сделать вывод, что доля азиатских брендов на рынке будет увеличиваться, а их продажи будут расти.
По Вашему мнению, поможет ли повышение цен нивелировать убытки от падения спроса? Какова вероятность дальнейшего падения спроса, учитывая сокращение реальных доходов россиян?
Российский рынок – не обособленный и практически для всех автопроизводителей является частью европейского макрорегиона. Поэтому компании готовы какое-то время терпеть убытки на одном из локальных рынков за счет прибыли в других частях этого региона. Таким образом, бОльшую роль для компаний играют не конкретные проценты прибыли или убытков на российском рынке, а его масштаб и перспективы на ближайшие несколько лет. Соответственно повышение цен является не причиной падения спроса, а следствием того, что у россиян снижается покупательная способность и уверенность в завтрашнем дне. Сокращается объем российского рынка новых автомобилей и, как следствие, интерес к нему со стороны автопроизводителей.
Поэтому чем сильнее падает спрос, тем сильнее будут расти цены на новые автомобили. В связи с тем, что в 2016 году существенного роста российской экономики и доходов россиян не ожидается, и продажи автомобилей не вырастут, то их цена, скорее всего, продолжит увеличиваться.