Российскому автопрому в ближайшие три года потребуется господдержка объемом 27,2 млрд рублей. Об этом написал заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов в статье, опубликованной в «Ведомостях».
«В сумме все три программы стимулирования спроса по состоянию на 8 сентября уже дали федеральному бюджету дополнительно 50 миллиардов рублей в виде налогов (НДС либо акциз, когда мы говорим о легковом автомобиле). Потрачено сейчас на эти программы 18 миллиардов рублей. В целом по этим трем программам у нас запланировано обязательств федерального бюджета за все периоды 27,2 миллиарда рублей и поступления в федеральный бюджет в этом году налогов и сборов — 56,7 миллиарда рублей», — отмечает Морозов.
В целом бюджетная эффективность трех программ стимулирования спроса составляет 184%, и это только принятые решения: 15 миллиардов рублей на обновление парка, льготное автокредитование — 1,5 миллиарда рублей в этом году и 2,5 миллиарда рублей — на льготный лизинг.
Программа льготного автокредитования имеет трехлетнюю перспективу со стороны обязательств федерального бюджета. Морозов обращает внимание на то, что часть стоимости процентной ставки компенсируется банкам только после фактического очередного платежа покупателя автомобиля.
Об эффективности предпринятых правительством в 2015 году мер поддержки автомобильной промышленности можно судить по результатам продаж за 9 месяцев. Очевидно, принятые меры не смогли полностью остановить падение на авторынке, но существенно сгладили его динамику. Вместе с тем, пакет мер правительства поддерживает лишь отдельные сегменты автомобильного рынка. Программа обновления автопарка эффективно работает прежде всего в нише самых доступных автомобилей. Эффект от программы льготного лизинга наиболее ощутим в сфере коммерческого транспорта, тогда как льготный лизинг для физических лиц не нашел массового спроса, хотя в ряде случаев он мог бы оказаться очень удобным инструментом финансирования сделки. Программа льготного кредитования – наиболее универсальный инструмент поддержки авторынка с высокой бюджетной эффективностью. Однако, оценивая эту программу, нужно оперировать не только выделенными суммами для ее финансирования, но и ее условиями. Рост цен на автомобили фактически исключил из действия программы широкий спектр автомобилей и даже целые сегменты рынка, например, кроссоверы. В связи с этим целесообразно было бы вернуться к рассмотрению условий программы и скорректировать их с учетом новых рыночных реалий, расширив действие программы как минимум на автомобили ценой до 1,5 млн рублей.
В нестабильной экономической ситуации помощь со стороны государства особенно актуальна для транспортных компаний. Ведь специальные программы государственной поддержки российского автопрома стимулируют, в том числе, и спрос на коммерческий транспорт. Из-за резкого повышения курса валюты в этом году импортные автомобили подорожали, а увеличение стоимости отечественных автомобилей было не таким существенным. Этот фактор в совокупности с выгодными условиями госпрограмм позволили, например, нам пополнить автопарк автомобилями российского производства («Газель»), а также собираемыми на территории РФ (Isuzu). Часть машин мы купили еще по докризисным ценам.
На мой взгляд, программа господдержки автопрома Минпромторга, рассчитанная на ближайшие три года, должна быть эффективной. По прогнозам экспертов, в 2016 по программе льготного автокредитования Минпромторга будет продано порядка 450-470 тысяч автомобилей. Однако если Правительство остановит программу господдержки, то объемы продаж упадут ниже уровня 2015 года. Также без выделения государством дополнительных средств не будет решена такая существенная проблема, как низкая загрузка мощностей заводов по сборке автомобилей. Основные меры субсидирования отечественного автопрома будут направлены на создание рабочих мест в регионах, где осуществляется производство авто, на освоение инновационных технологий и проведение испытаний новых моделей машин, на снабжение ресурсами энергоемких предприятий автомобильной промышленности, на выпуск и производство автомобилей, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5. В свою очередь выделение данных субсидий должно привести к тому, что к 2020 году 80% всех продаваемых транспортных средств в России будут производиться отечественными предприятиями.