Падение рубля, повлекшее за собой снижение покупательской способности россиян, заставляет автоконцерны, организовавшие сборку в России, искать новые рынки сбыта. Так, Volkswagen и Hyundai рассматривают возможность экспорта автомобилей, до этого реализовывавшихся исключительно на территории России и стран СНГ, на рынки Ближнего Востока.
«Мы думаем об экспорте наших автомобилей, и это не так просто: есть глобальные экспортные потоки, соглашения, логистические затраты, налоговые и таможенные нюансы разных стран и т.п. Это то, что технически Россия должна проработать для того, чтобы мы могли извлечь выгоду из текущей курсовой разницы. Это довольно значительный вызов для нас, который в итоге позволит улучшить наше качество здесь», — заявил во вторник на выставке MIMS Automechanika в «Экспоцентре» на Красной Пресне глава «Фольксваген Групп Рус» Маркус Озегович.
В свою очередь российское представительство компании Hyundai объявило 25 августа, что уже в ближайшее время начнутся поставки автомобиля Hyundai Solaris в Египет и Ливан. Пилотная партия составит 550 автомобилей, тогда как до конца года в ближневосточные страны планируется поставить около 4 тыс. автомобилей.
«Выход на новые рынки — это вклад нашей компании в развитие экспорта товаров, произведенных на территории России», — заявил по этому поводу гендиректор «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» Чой Донг Ель.
Как вы прокомментируете решение Volkswagen и Hyundai? Насколько оно целесообразно экономически?
Суммарная мощность всех автозаводов в России около 3,5 млн автомобилей в год, и ориентировано производство, в основном, на внутренний рынок (экспорт не превышает 150000 автомобилей, почти полностью в страны СНГ), хотя даже в пиковом для рынка 2012 году было продано всего 2 млн 759 тысяч новых легковых автомобилей (в том числе импортированных). Таким образом в стране существуют явно избыточные мощности, и ситуация осложнена тем, что автоконцернам, которые подписали соглашение о промышленной сборке в редакции 2011 года,
для сохранения существующих льгот нужно производить в России не менее 300 тысяч автомобилей в год. В 2011 году, когда ожидался рост российского рынка еще как минимум в течении 5 лет, такой объем казался достижимым, но по итогам 2014 года ни один иностранный бренд в России не продал больше 200 000 автомобилей и пока сохраняется отрицательный тренд.
Поэтому экспорт автомобилей из России - это необходимая мера для сохранения рентабельности производства в России.
Прошли времена, когда в России выпускались устаревшие модели, снятые с производства на основных заводах - производимые у нас автомобили из актуального модельного ряда и автопроизводители могут изменять логистику на отдельных рынках и изменять завод с которого производить отгрузки.
Россия является членом ВТО и формальных проблем с вывозом продукции на другие рынки сбыта возникнуть не должно, однако фактическое положение будет зависеть от экономической целесообразности.
С одной стороны, девальвация рубля делает продукцию российских автозаводов более конкурентноспособной, с другой стороны, на каждом рынке существуют свои особенности - стандарты сертификации, ввозные пошлины и так далее. Сильным толчком было бы государственное стимулирование экспорта автомобилей из РФ.
Это может быть как расширение Таможенного Союза (а с ним и единого автомобильного рынка), так и специальные условия для экспорта автомобильной техники (льготы при транспортировке, налоговые льготы). Стоит учесть пример Словакии - небольшой европейской страны, которая, несмотря на скромный внутренний рынок, стала крупным производителем автомобилей, основная часть которых идет на экспорт.