По оценке ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), численность сотрудников в отрасли за год сократилась на 5–15%. С учетом того, что в дилерском бизнесе заняты порядка 350 тыс. человек, уволены могли быть от 15 тыс. до 50 тыс. человек и более. Это гораздо больше, чем в предыдущий кризис - тогда обвал продаж автомобилей был резким, но продолжался не более трех-четырех месяцев.
Между тем продажи автомобилей в России продолжают снижаться второй год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, за первое полугодие 2015 года — еще на 36,4%.
Сокращение сотрудников для дилерских центров тех марок, у которых продажи упали сильнее рынка – это необходимость. Например, продажи 51 официального дилера Honda в июле составили всего 702 автомобиля, или в среднем 14 на один центр. Такой объем способен обслуживать один продавец-консультант в смену.
Представители отрасли уже давно прогнозировали, что дилерам в России надо будет пересматривать модель развития и менять фокус с продаж на обслуживание и trade-in. Очевидно, что этот процесс уже запущен, и единственная возможность избежать сокращений в отделах продаж новых автомобилей – совмещать их с отделами trade-in. Тем более, что приход квалифицированных сотрудников, обученных по стандартам автопроизводителей, может придать дополнительный толчок развитию продаж автомобилей с пробегом, которые для многих дилеров не были приоритетным направлением и не получали должных ресурсов.
Сокращения происходят и будут происходить. Избежать их не удастся. Рынок продаж автомобилей упал в два раза. Так как аренда, ФОТ и реклама являются самыми затратными статьями практически любого бизнеса, то именно на них в первую очередь смотрит руководство компании. Затраты на рекламы сведены к минимуму. Стоимость аренды меняется медленнее, чем падает прибыльность компании. Остается только фонд оплаты труда. Для решения текущих бизнес-задач численность сотрудников автодилеров избыточна. Поэтому сокращения необходимы для выживания бизнеса.
Все, что касается оптимизации процесса продаж: с одной стороны, все дожившие до сегодняшнего дня компании так или иначе занимались собственной эффективностью, работая с бизнес-процессами, стандартами обслуживания клиентов и многого другого. С другой стороны, мировые автопроизоводители всегда были заинтересованы в отлаженном процессе продаж, обучая дилеров и мотивируя их к выполнению высоких требований. Поэтому в кризис все крупные автодилеры вступили с «кристальными» и почти идеальными системами продаж. И улучшениями в этой среде компенсировать падение прибыли не получится.
На мой взгляд, сейчас сокращение численности сотрудников автодилеров вполне закономерно. В результате падения продаж и доходов у салонов нет необходимости держать большой штат сотрудников, что повлекло сокращения. В дальнейшем, возможно, удастся избежать увольнений, для этого необходимо оптимизировать загрузку сотрудников, а также оперативно реагировать на изменения спроса на рынке. Необходимо максимально быстро менять бизнес-стратегию в соответствии с потребностями покупателей, что позволит удержать клиентов и продажи. Количество сотрудников напрямую зависит от объема продаж. Компании в кризис стремятся максимально повысить производительность каждого сотрудника. Рынок труда, как и авторынок, находится в зависимости от общего состояния российской экономики, которая сейчас находится в кризисной фазе.