В июле будет принято решение о продлении мер господдержки автопрома. Об этом сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, подчеркнувший, что без мер поддержки авторынка, которые правительство уже приняло в 2015 годку падение продаж в стране было бы еще больше.
Сумма, предусмотренная на поддержку спроса на авто аналогична первому полугодию - 10 миллиардов рублей. Еще около 10 миллиардов предназначены для прямых закупок. В марте текущего года правительство РФ уже выделяло бюджетные средства на стабилизацию ситуации в российской автомобильной промышленности.
В частности, была продлена программа обновления автопарка (утилизации), также до конца года будут действовать недавно запущенные программы льготного автокредитования и льготного лизинга автотранспорта для физических и юридических лиц.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России в январе - мае упали на 37,7% до 641 930 машин.
Как вы оцениваете предпринимаемые правительством меры по поддержке авторынка?
На фоне падения уровня продаж автомобилей решение правительства о поддержке авторынка посредством индексации скидок в рамках программы утилизации и trade-in, увеличения уровня утилизационного сбора и расширения до 1,5 млн. руб. верхней границы стоимости автомобилей, участвующих в программе льготного лизинга, позволяет автодилерам держаться на плаву. В противном случае падение продаж авто было бы гораздо значительнее. Однако на данный момент доходы россиян сократились, и потребители зачастую откладывают покупку нового автомобиля на неопределенный срок, либо покупают подержанный авто в салоне по системе trade-in. Возобновление покупательской активности, в том числе, благодаря господдержке, должно остановить падение авторынка, и мы надеемся, что по итогам летних месяцев объемы продаж начнут, пусть незначительно, но все же выравниваться.
Конечно же меры можно оценивать только положительно. Государство тем самым сможет сохранить рабочие места, стимулировать спрос и поддержать уровень производства. Единственное, что не сможет делать государство - контролировать уровень качества выпускаемых машин и, что немаловажно, качество запчастей к этим машинам.
Если оценивать в цифрах значимость этих мер для группы компаний «Автомир», то около 15% наших розничных продаж проходят по программе обновления автопарка и примерно 25% - по программе льготного автокредитования. Итого 40% розницы мы могли бы лишиться, не будь поддержки от правительства. При этом важно отметить также и роль производителей, поскольку они вносят свой весомый вклад в работу этих программ.
В период кризиса, когда цены на автомобили растут, особенно важно поддерживать стабильность на рынке. В рамках нашей компании мы пользуемся программой по утилизации старых автомобилей - «Газелей», взамен которых приобретаем новые автомобили, собранные на территории России («Газели» и Isuzu). И, конечно, были очень рады ее продлению в этом году.
Благодаря господдержке лизинговых компаний и производителей техники, удорожание транспорта по лизингу отечественной техники пришло к докризисному уровню - мы можем покупать автомобили фактически по докризисным ценам.
В целом программа стимулирования спроса, запущенная правительством, в значительной степени поддержала авторынок, хотя и не смогла полностью компенсировать его снижение.
Субсидированные автокредиты оживили интерес покупателей к недорогим автомобилям отечественного производства. По итогам двух месяцев с момента запуска программы мы видим восстановление продаж тех брендов, которые развивали локализованное производство своих бюджетных моделей.
Лизинг автомобилей для физических лиц – также интересный финансовый продукт, который позволяет существенно снизить ежемесячный платеж за пользование автомобилем. Кроме того, по программе льготного лизинга для физических лиц можно приобрести даже автомобили премиум-класса. Пока этот инструмент не получил широкого распространения у наших клиентов, однако у этого продукта, безусловно, есть перспектива.
В то же время, следует заметить, что основной эффект от мер поддержки правительства ощущается в сегменте бюджетных автомобилей, тогда как сейчас сложная ситуация складывается в среднем ценовом сегменте авторынка. Расширение действия программы на автомобили стоимостью до 1,5 млн рублей позволило бы компенсировать этот перекос.