Грузовик с автопилотом впервые будет ездить по дорогам наравне с обычными автомобилями. Коммерческую лицензию на грузовик Freightliner Inspiration Truck от Daimler выдали власти американского штата Невада. Первый в мире и в истории грузовик с госномерами самоуправляемого транспортного средства успешно прошел все тесты и готов к выполнению грузоперевозок. Пробный заезд уже состоялся на границе штатов Аризона и Невада.
Грузовик Freightliner Inspiration производится на базе серийной модели Freightliner Cascadia с полноценной системой автопилота Highway Pilot. Она включает передний радар, стереокамеру, адаптивный круиз-контроль и активную тормозную систему.
В Daimler отмечают, что введение в эксплуатацию самоуправляемых грузовиков значительно повысит уровень безопасности на дорогах, поскольку 90% аварий происходят из-за человеческого фактора.
Какое влияние на транспортную отрасль, в частности, на международные грузоперевозки окажет эксплуатация грузовиков-беспилотников? В чем их преимущества и недостатки?
Говоря о разработке Daimler, нельзя забывать, что все-таки речь идет не о неком роботе-грузовике, который может полностью справляться с задачами при минимальном участии человека. Это скорее помощник. Его можно рассматривать как следующий этап развития опций автомобиля, относящихся к вопросам комфорта, безопасности и эффективности. Возможно, это логичное развитие адаптивного круиз-контроля, который может на себя брать больше возможностей управления автомобилем в определенных ситуациях.
Система поможет эффективно управлять грузовиком, снизив потребление топлива. Сейчас же у многих автопроизводителей для этого существуют специальные курсы безопасного и экономичного вождения.
Можно с уверенностью сказать, что четко работающая система автопилота поможет в будущем повысить эффективность грузоперевозок, сделать их безопаснее, исключив, в некоторой степени, вероятность человеческой невнимательности и усталости.
Инвестиции и вовлеченность в проект автопилота крупных автомобильных концернов дает понять, что массовое внедрение этого продукта – это вопрос недалекого будущего.
Что касается нашей страны, то перед тем, как выпускать на российские дороги, по которым ездят обычные автомобилисты, беспилотные грузовые автомобили, необходимо конкретно дорабатывать законодательную базу и развивать дорожную инфраструктуру. При этом если с законами все более-менее понятно – уже к лету чиновники обещают прописать законодательные инициативы, техрегламент и прочее – то откуда возьмутся средства на развитие инфраструктуры мне лично не понятно. Я так полагаю, разработчики рассчитывают на поддержку со стороны государства, однако, насколько мне известно, сейчас около 20% проектов транспортной инфраструктуры в РФ итак находятся на этапе отсрочки или заморожены. И дальнейшее сокращение бюджетных трат заметно коснется транспортной инфраструктуры – не думаю, что на оборудование трасс для беспилотников будут выделены какие-то дополнительные средства. Остается надежда на инвесторов, но неизвестно, захотят ли частники вкладываться в проекты, не протестированные в реальных условиях эксплуатации.
На транспортную отрасль, в частности, международные грузоперевозки, эксплуатация грузовиков-беспилотников не окажет никакого влияния, описанный проект на данный момент представляется чем-то фантастичным. Скорее всего, данный аппарат сможет совершать прямые рейсы из пункта А в пункт Б, но не более того. Выполнение всех остальных операций, таких как приемка груза, прохождение таможни, сдача товара, мне представляется с трудом. На ком будет лежать ответственность? С кого спрашивать? С грузовика-робота?
Или представьте себе процесс заправки топливом. На обычном грузовике это делает водитель. Будем строить автоматизированные заправки? Возможно это и станет реальностью, но в далеком будущем. В результате сейчас получим вместо одного водителя большое количество обслуживающего персонала, что несомненно будет стоить дороже.
Преимущество пока видится только одно: автопилот не будет договариваться с дорожными службами в случае каких-либо нарушений, не будет коррупционной составляющей.
Нужно отдать должное производителю. Данной проект очень хорошо поможет рекламировать концерн Daimler.