В Москве к концу года заработает краткосрочный прокат легковых машин: распространенная на западе система carsharing будет адаптирована к российской столице. Предполагается, что в центре города появится порядка 500 автомобилей, которые можно будет взять в аренду через мобильное приложение.
Оплатив парковку с мобильного телефона, пользователь получит доступ к автомобилю. По завершению поездки таким же способом оплачивается аренда транспортного средства. Для курирования проекта будет выбрана компания-оператор, правительство Москвы не будет этим заниматься.
Другие подробности проекта - тарифы, места для хранения автомобилей, - пока не раскрываются.
Основные отличия системы carsharing от классического проката автомобилей заключаются в полной автоматизации процесса бронирования-аренды и предназначении именно для коротких поездок по городу. Сarsharing весьма популярна за рубежом: по данным европейского агентства Frost & Sullivan, в 2012 году в мире услугами краткосрочной аренды авто воспользовались 2,3 млн человек, а к 2020 году их число может вырасти до 26 млн.
Как вы оцениваете перспективы проекта carsharing в Москве?
Первый российский проект carsharing появился в Москве чуть более года назад – и, к сожалению, пока нельзя сказать о том, что такой способ передвижения стал популярен среди населения.
Если сравнить стоимость поездки по Москве на такси с водителем и на автомобиле по системе carsharing, например на 20-30 км. в дневное рабочее время, то суммы получаются примерно одинаковые (хотя может быть по второму варианту и на 50-150 рублей дешевле, в зависимости от маршрута и пробок).
При этом при заказе такси клиент получает подачу автомобиля в требуемое время прямо к необходимому клиенту месту (дому, офису и т.п.), нет необходимости напрягаться с непосредственным вождением авто, а также с поиском места для его парковки по окончании поездки (особенно в зоне платного паркинга). При carsharing все это ложится на плечи клиента! Кроме того на него возлагается еще и единоличная материальная ответственность за самостоятельные принятие и сдачу автомобиля без присутствия представителя компании-оператора – как в плане наружных повреждений (о возникновении которых предыдущий арендатор мог и умолчать), так и технического состояния и полной комплекции (наверняка найдутся «умники» решившие что-либо позаимствовать из автомобиля).
На сегодняшний день carsharing находится под негативным для него влиянием двух альтернативных рынков – такси и суточного проката автомобилей: и на том и на другом идет высоко конкурентная борьба, которая уже привела к демпингу тарифов и улучшению качеству обслуживания.
Для развития carsharing в Москве помимо изменения уже существующей сейчас тарифной политики (замены поминутной аренды на покилометровую), необходима еще и дополнительная организация фиксированных мест бесплатной стоянки/парковки таких автомобилей (непосредственно возле станций метро, вокзалов, аэропортов, а в центральной части города). В нынешнее время такой бизнес может выжить только создавая максимум комфорта для клиентов, решивших им воспользоваться.
Как вы оцениваете перспективы проекта carsharing в Москве? С каким трудностями могут столкнуться его инициаторы?
Запуск сервиса по краткосрочной аренде автомобилей в Москве – своеобразный эксперимент, и всем нам интересны его будущие результаты. Carsharing будет пользоваться спросом среди потенциальных клиентов такси, имеющих водительское удостоверение и не желающих переплачивать за то, чтобы их вез другой человек. Автовладельцы, имеющие в собственности транспортное средство, вряд ли захотят сменить его на арендованную машину. За рубежом carsharing уже давно пользуется популярностью, однако стоит обратить внимание на то, что Правительство Москвы не собирается заниматься развитием этого направления самостоятельно, а передаст проект компании-подрядчику, который будет представлять в Москве данную услугу. Это означает, что все возможные риски и последующие трудности берет на себя коммерческая организация, заинтересованная в получении прибыли. А с учетом менталитета наших соотечественников, лично у меня есть сомнения относительно того, что данный проект будет рентабельным – не уверен, что клиенты будут бережно относиться к автомобилям и соответствующей инфраструктуре, в любом случае будут возникать проблемы с заправкой и /или устранением неисправностей машины в процессе эксплуатации, участятся попытки мошенничества и прочее.
По моему мнению, carsharing в столице будет развиваться очень активно. Это одно из перспективных направлений бизнеса в Москве. Часть клиентов автопроката нуждаются в автомобиле всего на несколько часов, а сейчас им приходится брать машину как минимум на сутки, и в итоге авто большую часть времени стоит на парковке. Что касается сложностей, с которыми могут столкнуться инициаторы проекта, то, скорее всего, будут возникать трудности с арендой площадей для размещения пунктов выдачи и приема автомобилей, а также с установкой тарифов. Необходимо также выбрать наиболее гибкую систему оплаты.