В целом, августовская отрицательная динамика оказалась скромнее майской и июньской, когда продажи упали, соответственно, на 12% и 11%. За восемь же месяцев на авторынке продано 1,8 млн автомобилей, это на 7% ниже результатов прошлого года.
В АЕБ рассчитывают, что российский авторынок имеет хорошие шансы стабилизироваться к концу этого года. Согласно последнему прогнозу в 2013 году будет продано 2 млн. 800 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 150 тысяч единиц или на 5% меньше по сравнению с показателями продаж в 2012 году.
Лидерство на российском авторынке по-прежнему удерживает ОАО "АВТОВАЗ". За первые восемь месяцев 2013 года в стране продано 303,3 тыс. автомобилей Lada разных моделей.
Среди иномарок в массовом сегменте лидирует Renault, продажи которого увеличились на 23%, до 15,1 тыс. машин. На втором месте Kia, сохранившая прошлогодний результат (17,1 тыс. автомобилей), далее — Hyundai, увеличивший продажи на 7%, до 14,2 тыс. машин. Наибольшее снижение продаж среди автобрендов продемонстрировала марка Daewoo. В январе-августе 2013 года продажи ее машин сократились в годовом исчислении на 38%.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) подвела итоги продаж за 8 месяцев 2013 года. Согласно данным Ассоциации, продажи новых автомобилей по итогам января-августа 2013 года снизились на 7% - до 1 799 805 автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи новых иномарок в январе-августе текущего года также снизились на 4,8% - до 1 366 220 автомобилей по сравнению с первыми восемью месяцами 2012 года.
Если говорить о причинах продолжающегося снижения, напомню, что на август приходится пик отпусков и текущий август ничем не отличается от последнего месяца лета годами ранее. Рынок продолжает стабилизироваться. Впрочем, ключевым месяцем, после которого можно будет оценить перспективы рынка на конец года, станет сентябрь. По нашим оценкам, традиционный рост покупательской активности в осенние месяцы при наличии госпрограммы льготного кредитования существенно поддержат рынок.
Если говорить о госпрограмме кредитования, то смело можно отметить, что она смогла заинтересовать покупателя. Так, доля кредитных продаж в «РОЛЬФ» в августе 2013 года составила 50% от общего объема реализации автомобилей, что выше результатов августа 2012 года на 14 процентных пунктов. При этом в Москве доля продаж в кредит составила 46% (в августе 2012 года – 32%), то в Петербурге – 60% (в августе 2012 года – 48%). Для большей наглядности приведу сравнение августа с июлем текущего года: так, в Москве августовские продажи выросли на 4 процентных пунктов по сравнению с июлем, а в Петербурге на 12 процентных пунктов. Хочу отметить, что автопроизводители не остались в стороне и поддержали госпрограмму, что способствовало хорошим продажам. Например, Renault предлагает приобрести автомобиль в кредит под 0% годовых, в результате, продажи автомобилей французского бренда в кредит в «РОЛЬФ» составили в августе 90%.
Таким образом, сентябрь станет лакмусовой бумажкой для всего российского авторынка. При этом пока мы не меняем наш прогноз и придерживаемся пессимистического сценария: продажи автомобилей в 2013 году могут упасть на 5% по сравнению с 2012 годом.
Никаких кардинальных изменений в период с июля по август 2013 год не произошло. Благоприятная в целом ситуация на мировых рынках позволяет российской экономике в лучшем случае оставаться на достигнутом уровне. То же касается и автомобильного рынка. Государственная программа субсидирования автокредитов удержит спрос от дальнейшего падения, возможно, в отдельные месяцы будет небольшой прирост. Но отставание от прогноза останется существенным.