Более трети автовладельцев, пострадавших в ДТП, получают выплаты по ОСАГО через суд. На их долю приходится более 30% от общей суммы выплат - 5,2 млрд руб. Общая сумма выплат по ОСАГО, перечисленных пострадавшим в ДТП добровольно в I квартале этого года составила 15,6 млрд руб. Из этих денег непосредственно выплаты составили 3,5 млрд руб., а остальное ушло на штрафы, неустойки и компенсацию морального вреда.
По 4% объёма выплат по ОСАГО по судебному решению приходится на штрафы в рамках защиты прав потребителей и на представительские расходы адвокатов. 8% выплат в ОСАГО, которые осуществляются в настоящее время, вообще не заложены в действующий тариф.
Практика выплат через суд, безусловно, порочная. И она носит системный характер.
Дело в том, что размер большинства добровольных выплат по ОСАГО занижен и занижен значительно.
Раньше большинство страхователей не знали или не хотели связываться с судебными процессами по взысканию задолженности со страховщиков.
Сейчас ситуация в корне меняется - рынок наводнили юристы, покупающие права требования к страховщиками или готовые судиться за процент от фактически возвращенной суммы. Они, собственно, и раздувают размер выплат за счет представительских расходов, которые иногда сопоставимы с размером самого убытка.
Формально они правы и страховщику не остается ничего, кроме как оплачивать все присужденное судом.
И эта ситуация не изменится до тех пор, пока страховой компании будет экономически выгодно "резать" выплаты всем подряд, а готовым судиться клиентам переплачивать за счет экономии выплат всем остальным.
Основная часть споров и конфликтных ситуаций по ОСАГО возникает из-за расхождений при оценке ущерба. Причиной такой ситуации является отсутствие единой методики, что позволяет различным техническим экспертам по-разному оценивать стоимость ремонта по одному и тому же страховому случаю. Это в свою очередь дает почву для злоупотреблений со стороны «автоюристов» и позволяет недобросовестным страховым компаниям затягивать работу по урегулированию убытков. Напомним, что в 2013 году было урегулировано 2,75 миллиона страховых случаев по ОСАГО, выплаты по которым страховые компании должны обеспечить в сроки, установленные законодательством.
Для того чтобы устранить основной повод для разногласий между страхователями и страховщиками по сумме возмещения, необходимо законодательно утвердить единый документ, учитывающий все составляющие ремонта.
Согласно поправкам, внесенным в закон об ОСАГО федеральным законом, который подписан Президентом РФ 21 июля 2014 года, полномочия по утверждению единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства переходят к Банку России. На сегодняшний день Российский Союз Автостраховщиков (РСА) при участии Экспертного совета подготовил и направил в Банк России проекты Единой методики определения стоимости восстановительных расходов, Правил проведения независимой технической экспертизы и Методики формирования ценовых справочников. В настоящее время идет работа над замечаниями, которые поступили в РСА из Банка России.
Кроме того, в настоящий момент РСА занимается разработкой ценовых справочников, содержащих цены на запасные части и материалы, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, и на стоимость связанных с таким ремонтом работ по всем маркам и моделям машин по 12 экономическим районам Российской Федерации.
После того, как единая методика оценки ущерба от ДТП будет утверждена, потерпевшие смогут получить однозначно определяемую сумму возмещения, справедливо рассчитанную в соответствии с законом. Таким образом, количество судебных разбирательств существенно сократится.