Статистика аналитического агентства «Автостат» свидетельствует о сокращении сегмента продаж новых автомобилей в январе-феврале текущего года. Так, в первый месяц 2019 года было реализовано 94.36 тысяч автомобилей, что на 2.2% меньше, нежели за аналогичный период годом ранее. В феврале сокращение составило 1.2% год к году.
В то же время данные Национального бюро кредитных историй говорят о том, что в первые два месяца текущего года доля автомобилей, реализованных в кредит, увеличилась. В январе доля таких машин составляла 54%, а в феврале она выросла до 59%. Аналитики указывают на то, что это самый высокий показатель с начала 2017 года, пишет «Ъ». В Объединенном кредитном бюро также рапортуют о росте сегмента автокредитования.
В кредитных организациях прогнозируют дальнейший рост продаж автомобилей в кредит на фоне возобновления (с 1 марта 2019 года) программ поддержки «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Эти программы предполагают 10-процентную скидку от стоимости автомобиля.
Между тем, эксперты опасаются того, что доступность автокредитования дает шанс не самым надежным заемщикам приобрести автомобиль. Соответственно, это может вылиться в массовые просрочки.
Как Вы прокомментируете статистику «Автостата» и кредитных бюро? По Вашему мнению, продолжиться ли тенденция к росту автокредитования и есть ли причины опасаться массовых неплатежей по автокредитам?
«Статистика Русфинанс Банка свидетельствует, что в январе-феврале 2019 года существенного изменения продаж автокредитов в количественном выражении не произошло, если сравнивать с аналогичным периодом 2018 года. Увеличение объема выдач автокредитов связано, в основном, с ростом средней суммы кредита. В марте продажи активно растут благодаря программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые являются ключевыми драйверами спроса на рынке автокредитования в России на данный момент.
С учётом действия госпрограмм ожидаем рост отрасли в первом полугодии. При этом до конца года на рынке будет множество интересных предложений и от автопроизводителей. А банки предложат кредиты с отложенным платежом в новых сегментах или онлайн оформление кредитов, чтобы поддержать спрос.
Если говорить о риске увеличения просрочки в сфере автокредитования, то ничего нового, что могло бы спровоцировать его рост, на рынке не происходит. Каждый год дилеры распродают свои склады и привлекают клиентов скидками. Опыт работы в государственных программах у нас достаточный, чтобы считать данных клиентов дисциплинированными с точки зрения платежной дисциплины. В любом случае, Русфинанс Банк придерживается концепции ответственного кредитования, не навязывает какие-либо услуги и всегда ориентируется на реальные финансовые возможности заёмщиков, чтобы его обязательства соответствовали доходам».
Как Вы прокомментируете статистику «Автостата» и кредитных бюро? По Вашему мнению, продолжиться ли тенденция к росту автокредитования и есть ли причины опасаться массовых неплатежей по автокредитам?
В этом году мы наблюдаем некоторый рост доли кредитов, с 42% в 2018 до 46% в первом квартале 2019. Тенденцию роста кредитной доли в начале года подтверждаем. Однако наши ожидания по году, что дальнейшего роста кредитной доли может не быть. Что касается качества заемщиков, то мы, как дилер рынка, можем судить о нем только по косвенным признакам, например, по уровню одобрения. По нашим наблюдениям, существенных изменений к прошлому году по этому параметру нет. Поэтому делаем вывод, что качество заемщиков не ухудшилось.