Роспотребнадзор выступил с инициативой разработать в Российской Федерации в 2019-м единый реестр российских и зарубежных интернет-магазинов. Инициатива направлена на сокращение теневой онлайн-коммерции в РФ и на защиту прав потребителей. Об этом стало известно из пресс-службы ведомства, передают «Известия».
По материалам газеты, в соответствии с инициативами надзорного ведомства, домены интернет-магазинов должны быть привязаны к определенному юрлицу, зарегистрированному в Федеральной налоговой службе, которому будут в случае потребности отправлены претензии и жалобы потребителей.
Вместе с тем, юридическое лицо, которое владеет таким магазином, также обяжут регистрировать адрес электронной почты площадки.
В РОЦИТ перспективу создания реестра поддерживают, поскольку это позволит оценить реальный объем электронной коммерции в РФ, а также снизить долю обманутых покупателей.
Прежде стало известно, что общий объем онлайн-покупок, совершенных гражданами РФ за первые 6 месяцев текущего года, превысил 1 трлн рублей. По информации АКИТ, по результатам прошлого года объем сегмента интернет-торговли увеличился на 21%.
Как Вы оцениваете инициативу Роспотребнадзора по созданию реестра интернет-магазинов и внесения их в базу ФНС?
Инициатива Роспотребнадзора в таком виде носит избыточный и на практике почти не реализуемый характер.
Совершенно не понятно, что власти собираются делать в случае, если 100 тысяч маленьких интернет-магазинов проигнорируют требование регистрации своего домена в ФНС. Здесь будет уместно напомнить, что почти за год с начала попытки «выведения из тени» т.н. «самозанятых» легализовалось 600 человек из 12 – 25 миллионов.
Но и в фантастическом случае проявления поразительного законопослушания, если вдруг все эти 100 тысяч маленьких интернет-магазинов пройдут регистрацию доменов, что с ними дальше делать – совершенно не понятно. Понятно только, что потребуется существенное расширение штата контрольно-надзорно-налоговых органов. И дополнительные расходы на их содержание никогда не окупятся и лягут дополнительным бременем на и без того дефицитный бюджет нашей страны. В конечном итоге за все это заплатят российские потребители. Причем два раза: первый раз из налогов, второй – в связи с повышением цен в интернет-магазинах, а затем и в офф-лайн рознице.
Это как раз тот самый случай, когда вместо «кнута» намного эффективнее во всех отношениях (организационном, экономическом, социальном) использовать «пряник». Вместо того, чтобы гоняться за сотней тысяч меленьких интернет-магазинов на долю которых в общей сложности приходится менее 2% из триллионного оборота интернет-торговли (для понимания ситуации – оборот розничной торговли в РФ в 2016 году составил 28 трлн. руб.), следовало бы обратиться к 50 – 150 крупным интернет-магазинам на долю которых приходится 98% интернет-торговли.
И предложить им добровольно пройти «аккредитацию» в Роспотребнадзоре и ФНС. А за это внести эти магазины в «белый список» аккредитованных, опубликовать этот список на сайтах Роспотребнадзора, ФНС, Минпромторга, Ассоциации защиты прав потребителей, Российской газеты и т.д., и т.п. Разрешить этим интернет-магазинам использовать в своей рекламе «лейбл» - «Магазин аккредитован Роспотребнадзором»… Да мало ли еще можно еще придумать «пряников» не очень обременительных или совсем не обременительных для бюджета РФ.
"В ряде зарубежных стран, в реестрах юридических лиц есть возможность указать домен, чтобы он отображался в публичном реестре. В России ранее подобных требований к продавцам не предъявлялось.
Безусловно, регистратор обязан хранить данные о владельцах доменов и при необходимости эту информацию могут истребовать (в установленном законодательством порядке). Например, в рамках судебных разбирательств или ОРМ. Также существуют способы идентификации владельца сайта, в т. ч. по данным указанным у провайдера хостинг-услуг (по IP-адресам). Однако часто возникают ситуации, когда доменное имя регистрируется ещё до запуска проекта — сайта или магазина. Например, его регистрирует один из владельцев бизнеса на свои данные, как физическое лицо. И позже, когда проект подрастает, и сам бизнес, и администратор может быть изменён на юридическое лицо. А это значит, что не всегда в момент регистрации можно определить каким юридическим лицом в дальнейшем будет использоваться домен".
Как Вы оцениваете инициативу Роспотребнадзора по созданию реестра интернет-магазинов и внесения их в базу ФНС?
"Сегодня в России ведут деятельность более 45 тысяч интернет-магазинов, при этом порядка 30% из них не отображают на своих сайтах информацию о юридическом лице, которое реализует товар. И если у потребителя, например, возникает необходимость вернуть покупку, воспользоваться правом на гарантийное обслуживание или возникает какая-либо претензия к онлайн-продавцу, он не знает к кому обратиться. В случае реализации инициативы по созданию подобного реестра, потребитель сможет узнать информацию о юридическом лице, к которому ему необходимо обратиться с претензией. Нововведение будет способствовать продолжению процесса обеления рынка, а, в совокупности с последними изменениями в 54-ФЗ, ФНС сможет легко выявлять нарушителей, которые не применяют на сайтах своих магазинов новую ККТ".