Аналитики НАФИ констатируют, что россияне не склонны отстаивать свои потребительские права. В ходе исследования выяснилось, что о нарушении прав за последние полгода заявили 28% респондентов. В то же время большинство граждан бездействуют при нарушении их потребительских прав: 74% опрошенных не готовы отстаивать свои права.
В НАФИ уточняют, что за последние 6 месяцев треть российских потребителей сталкивались с нарушением прав. Больше всего нарушений респонденты заметили в таких сферах, как розничная торговля (33%), медицина и ЖКХ (32%), транспортные услуги, услуги связи и общественное питание (10-13%), пишут «Известия». Как правило, потребители сталкивались с отказами в замене некачественного товара, с завышением стоимости коммунальных и прочих услуг.
Аналитики полагают, что результаты исследования говорят о правовой пассивности россиян. Зачастую при нарушении прав им легче пожаловаться близким и друзьям, нежели перевести вопрос в правовую плоскость. Паче того, к механизму жалоб за полгода прибегало не так много потребителей: 11% опрошенных сообщили, что обращались напрямую к нарушителям, 6% - в вышестоящую инстанцию, около 2% - в Роспотребнадзор и прокуратуру.
По Вашему мнению, чем можно объяснить пассивность россиян в отстаивании своих потребительских прав?
Основными причинами пассивности россиян в отстаивании своих потребительских прав являются сложность (для обычного потребителя) процедур подачи претензионных заявлений и незначительный размер компенсационных выплат даже в случае положительного решения.
В случае, если ущерб не превышает нескольких сотен рублей, большинству потребителей, как показал опрос НАФИ, проще «плюнуть» и забыть про инцидент, чем тратить свое время и нервы с туманной перспективой получить компенсацию в размере этих нескольких сотен рублей.
Если бы штрафы даже за незначительные (по сумме ущерба) нарушения составляли десятки тысяч рублей, и были бы отработаны механизмы оперативного решения таких претензий судами и взыскания средств, то и потребители были бы более внимательны к защите своих прав.
И юристы, специализирующиеся на теме нарушений прав потребителей, были бы более активны, в поиске и выявлении таких случаев. В расчете на «гонорар успеха».
По Вашему мнению, чем можно объяснить пассивность россиян в отстаивании своих потребительских прав?
Очень хочется надеяться, что наши сограждане наконец-то не стали думать о том, как тратить меньше. А задумались над тем, как зарабатывать больше. Также вполне возможно, что все силы ушли на протестные акции типа митингов Навального против Медведева или против
реновации в Москве.