Президент АКИТ Алексей Федоров сообщил, что объем сегмента онлайн-торговли в РФ достиг 920 млрд рублей в прошлом году. Эта сумма превзошла ожидания ассоциации (900 млрд рублей). По сравнению с 2015 годом прирост составил 21%.
В АКИТ подчеркивают, что темпы роста сегмента трансграничной торговли превысили общие показатели по рынку. Объем трансграничной торговли достиг 301.8 млрд рублей, увеличившись на 37%. Таким образом, ее доля в общем по рынку достигла 33%, пишет «Интерфакс».
Примечательно, что 90% отправлений из-за границы произведены из Китая. Среди самых популярных товаров, которые граждане РФ заказывают в заграничных онлайн-магазинах, – одежда, обувь, бытовая техника, электроника, автозапчасти, косметика и парфюмерия.
Рынок действительно растет, мы видим это по внутренней статистике Payture. За 2016 год мы зафиксировали рост онлайн-оборота наших клиентов на 20%. По нашей статистике, средний чек при этом не изменился с 2015 года и составляет 2300 руб. Мы связываем рост рынка с общим повышением доверия к "пластику" и интернет-платежам, в частности. Компании IPSP и платежные агрегаторы серьезно прорабатывают вопросы безопасности — например, в Payture есть выделенный отдел по предотвращению интернет-мошенничества, где мы разрабатываем новые алгоритмы защиты онлайн-платежей, основанные на нейросетях. Благодаря совокупным усилиям платежных сервисов, международных платежных систем и банков платежи в интернете становятся безопаснее и доступнее конечному пользователю, за счет чего постоянно растет число транзакций и клиентов, готовых покупать и платить онлайн. Еще один драйвер роста российского рынка e-commerce — проникновение платежных технологий в регионы, где пользователи стали активнее оплачивать покупки онлайн.
Так как рынок растет, международные платежные системы все больше инвестируют в новые платежные инструменты (например, кошелек MasterPass от MasterCard) и этим стимулируют рынок к еще большему росту. Также появляются новые сервисы — в 2016 году в Россию пришел Apple Pay, и мы видим рост интереса пользователей и повышение конверсии у наших клиентов, которые подключили этот инструмент — например, OneTwoTrip и Lamoda. Весной 2017 года мы ожидаем запуск Android Pay, который тоже положительно скажется на динамике рынка e-commerce. Эти прогнозы основаны на успехе Apple Pay и Android Pay в Европе, и результатам опросов в России. Так, исследование наших партнеров Mastercard «Влияние инноваций», проведенный в 2016 году в странах Европы, Африки и Ближнего Востока, показал: более 90% покупателей в мире и 58% российских покупателей предпочитают оплачивать операции с помощью смартфона чаще других устройств.
По итогам 2016 года по отношению к 2015 году выручка «Евросети» от продаж заказов, сделанных покупателями онлайн, выросла на 42%, что говорит об уверенной позиции компании на рынке интернет-торговли. Мы видим, что представители иностранных интернет-магазинов работают над завоеванием доверия российских покупателей, но на сегодняшний день люди опасаются покупать более дорогие устройства у зарубежных онлайн ритейлеров в основном из-за недоверия и сложностей с возвратом, обменом и сервисом приобретенного товара.
Пространство для роста интернет-торговли ещё есть и его много. На потенциал этого рынка положительно влияют увеличение проникновения Интернета, повышение IT-грамотности населения и рост более IT-образованных поколений пользователей. Эти общие тренды усилены стремительным развитием сервисов и ПО для онлайн-бизнеса (модулей в CMS, конструкторов сайтов e-commerce, функционалом для продаж в соцсетях), которые позволяют как индивидуальным предпринимателям, так и компаниям легко начать продажу своих товаров или услуг в Сети. Также увеличение обеспечено переходом в Интернет крупных торговых компаний и развитием агрегаторов торговли.
С ростом этого рынка следует ожидать появления новых сервисов и улучшения уже существующих. К таким можно отнести анонсированное создание российского аналога Alibaba, который будет опираться на платформу Сбербанка, и расширение Яндекс.Маркета, в котором, помимо электроники, были добавлены новые категории товаров.
Рост рынка электронной коммерцией в России ожидаем. Интернет-магазины активно развивают дополнительные сервисы и новые услуги, делая покупки в Сети удобнее. Доверие к российским онлайн-магазинам растет не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во многих других регионах нашей страны. Кроме того, продолжают набирать популярность онлайн-гипермаркеты, а некоторые интернет-магазины объединяются в большие сети с целью удовлетворять как можно больше потребностей покупателей.