По мнению исследователей, в 2013 году Microsoft удалось существенно укрепить свои позиции и вновь завоевать внимание и лояльность многих покупателей. Примечательно, что по большинству оценочных показателей Apple удалось набрать равное с Microsoft количество баллов, однако Apple уступила корпорации Билла Гейтса в ключевой категории — Essentials («Необходимое»). Также укреплению бренда Microsoft способствовала апелляция к разным поколениям пользователей.
В предыдущих исследованиях Microsoft не удавалось опередить Apple. Так, по версии Forbes, Apple в прошлом году в третий раз подряд возглавила рейтинг самых влиятельных брендов. Стоимость ее бренда оценивалась в 104,3 миллиарда долларов — вдвое больше, чем у Microsoft (около 57 миллиардов долларов).
Как вы прокомментируете результаты исследования Forrester Research? Насколько подобные исследования важны для продвижения брендов?
Различные рейтинги формируются по своим индивидуальным правилам. Рейтинг Forrester Research отличается от хорошо известного рейтинга компании Interbrand. Но, в целом, результаты исследования меня не удивили. На лицо битва ценностей бренда. Технологичный и функциональный Microsoft опережает инновационный Apple. На самом деле, исследование показывает прорыв в потребительском сознании. Бренд, который считался признаком «крутости» и статуса, оказался не так силен, как кажется. Причин тому много. Во-первых, усилившаяся активность корпорации Microsoft по расширению своей территории. Бренд стал претендовать на молодую аудиторию. Он делает шаг в сторону от привычного образа неповоротливого софт-гиганта к динамичному и легкому характеру. Который, судя по рейтингам, смог понравится потребителю. Во-вторых, смерть Стива Джобса сильно подкосила доверие к Apple. Все с замиранием сердца ждут, что же станет с легендарным брендом. Каждая ошибка рассматривается под лупой. Общественность обсуждает и осуждает компанию с еще большим пылом, чем раньше. Но, откровенно говоря, второе место для Apple - не повод для паники. Особенно, если учесть, что во многих не менее серьезных рейтингах Apple по-прежнему лидирует. Однако даже незначительное падение может быть «звоночком». Сложившаяся ситуация предупреждает об ослаблении бренда и частичной потери лояльности. Помимо этого, понижение в рейтинге может принести серьезные репутационные издержки. Велик риск, что сомневающаяся аудитория качнется в сторону более бдительных конкурентов.
На уровне доступной информации, отличия по критерию «Essentials» показывают высокую эффективность коммуникационной стратегии Microsoft. Результаты бренда говорят о том, что позиционирование укрепилось в сознании целевых групп. Microsoft отвоевал звание самого функционального и системного разработчика программ. Первое место в рейтинге только еще раз доказало – компанию воспринимают так, как было задумано.
Подобные исследования брендов очень важны. Они показывают реальную картину распределения сил на рынке. Это как критический взгляд со стороны или непрошенный совет. Хочешь – не хочешь, а все равно придется слушать. Не всем приятно осознавать, чего на самом деле стоит свой бренд. Это вопрос отношения и умения признать ошибки. Сильные бренды, выслушав суровый вердикт рейтингов, делают правильные выводы и планируют свое развитие, исходя из полученных данных.