Выручка крупнейшего отечественного телеканала «Первый канал», который сообщает только годовые финансовые показатели, в 2012 году увеличилась на 0,7 процента, достигнув 29,1 миллиарда рублей. Данный показатель лишь на 1% превысил выручку «Яндекса» за 2012 год. В целом доходы российских телеканалов за три квартала возросли на 11 процентов.
В течение последних лет выручка «Первого канала» росла среднерыночными темпами или даже медленнее. Исходя из такой динамики, его доходы в этом году не превысят 32 миллиарда рублей. В результате «Яндекс» со всей очевидностью опережает его по доходам.
Кроме того, «Яндекс» опережает и весь рынок: доля рунета на рекламном рынке за три квартала текущего года составила 21 процент, доля телевидения – 47 процентов. Поскольку в рунете концентрация финансовых ресурсов выше, чем на телевидении, это позволило «Яндексу» обогнать абсолютного лидера, работая на втором по величине сегменте рекламного рынка. Если под контролем «Яндекса» находится половина онлайн-рекламы в России, то под контролем «Первого телеканала» – лишь 20,1 процента телерекламы.
Тем не менее «Яндекс» и «Первый канал» не являются прямыми конкурентами на рынке рекламы. Основная часть доходов «Яндекса» (почти 90 процентов) формируется за счет контекстной рекламы, то есть за счет привязанных к поисковой выдаче объявлений, и совсем небольшая доля выручки приходится на баннерную рекламу. Рекламные бюджеты «Яндекса» и «Первого канала» пересекаются весьма незначительно, поскольку контекстную рекламу использует в первую очередь малый и средний бизнес, который никогда не размещал рекламу на центральных телеканалах и никогда там не появится. Однако у региональных телеканалов контекстная реклама может отнимать часть доходов, что служит одним из факторов замедления положительной динамики региональных рынков телерекламы.
Сами компании «Яндекс» и «Первый канал» согласны с тем, что конкуренция между ними за рекламные деньги отсутствует ввиду того, что они занимают совершенно разные рыночные ниши.
"Яндекс и "Первый", безусловно, из одной отрасли, но сравнивать их неправильно. В массах мы наблюдаем спад использования всех традиционных Медиа и значительный рост популярности Интернет-ресурсов. В данном случае, все еще подкрепляется отличной эффективностью размещения объявлений рекламодателей в системах Яндекс.Директ. Мне кажется я не смогу привести примера рекламодателя, не получившего результата от размещения рекламы в Директе. К этому нужно добавить еще простоту использования и низкий порог бюджета для входа. Соответственно, практически весь "рекламно-активный" малый/средний/крупный бизнес использует Яндекс.Директ для привлечения клиентов как обязательный инструмент в своих рекламных кампаниях. Чем впрочем и обуславливаются высокие доходы "Яндекса".