Совокупная выручка российских сотовых операторов от услуг M2M (machine to machine) по итогам 2016 года составит более 10 млрд рублей, подсчитали в AC&M Consulting. Таким образом объем рынка M2M (подключенные к интернету автомобили, объекты ТЭКа, кассовые аппараты) вырастет в этом году почти на 67%.
Сами участники рынка в 2016 году прогнозируют увеличение выручки на 23%, в 2017-м — на 22%, в 2018-м — на 19%. «Большинство экспертов предполагают снижение темпов роста выручки на 2-3% в год на отрезке 2016-2020 годов»,— говорится в обзоре. Причиной этого станет усиление конкуренции между МТС и «МегаФоном» (совокупно у них 78% рынка), с одной стороны, а также с Tele2 и его акционером «Ростелекомом» и «Вымпелкомом» — с другой.
Российский рынок M2M и IoT («интернета вещей») по итогам III квартала 2016 года составил не менее 10 млн устройств. За последний год число M2M-устройств выросло более чем на 30%, а по прогнозу участников рынка, в 2017 году сегмент вырастет на 40%.
Интернет вещей — стратегическое направление развития технологий. Высокий уровень развития технологий Интернета вещей наблюдается в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Европе.
Российский рынок находится в стадии становления. Основная масса игроков данного рынка сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Решений, несвязанных с сотовыми операторами, в России мало. Большинство проектов реализуется на уровне M2M (межмашинное взаимодействие) в рамках одного предприятия. В России уже создана достаточная база для вычислений и хранения больших данных, генерируемых датчиками и умными устройствами, для того, чтобы осуществлять проекты в области интеллектуальных систем. Необходимая сетевая инфраструктура для передачи данных уже есть. Однако на отечественном рынке мало компаний, которые бы специализировались на подготовке структурированного контента. Большинство компаний ограничиваются НСИ проектами для нужд корпоративных клиентов. Межотраслевое и межгосударственное взаимодействие на основе единых, стандартизированных и унифицированных данных – это фундамент для дальнейшего развития индустриального интернета вещей.
Российский рынок в текущем состоянии является слабонасыщенным и готов к росту при благоприятном инвестиционном климате.
Компания Каршеринг Кариот выпускает телематическое оборудование, в котором уже активно задействовано применение M2M-устройств.
По нашим данным, этот рынок уже сейчас высоко востребован и его годовой рост можно оценивать в 35% и более. В направлении автомобильной телематики и становлении «умных» машин в ближайшие 2 года эта цифра будет только расти.
Сейчас на государственном уровне решается вопрос о создании «черных ящиков» для автомобилей и проводится обсуждение ряда других инициатив, в которых предусмотрено использование M2M-устройств. Все это, несомненно, будет работать на рост спроса таких решений.