Госдума приняла законопроект, согласно которому допустимый объем рекламы в печатных СМИ будет увеличен с 40 до 45%. Одновременно депутаты утвердили поправки в Налоговый кодекс, согласно которым для увеличенного объема рекламных публикаций сохранится нынешняя ставка НДС - 10%.
Согласно пояснительной записке, увеличение объема рекламы в периодических печатных изданиях до 45% позволит, с одной стороны, поддержать предпринимателей малого и среднего бизнеса, с другой — не приведет к значительному снижению налоговых поступлений вследствие облегчения налогового режима для средств массовой информации.
Вряд ли такое послабление окажет существенную помощь печатным изданиям. Печатные СМИ и так старались занимать более объемные площади, чем положенные им 40%, за счет спец-проектов и аккуратного продукт-плейсмента. Засилие недорогих мобильных гаджетов с доступом к быстрому и недорогому мобильному интернету вряд ли позволят печатным СМИ свободно рассекать по медийному пространству. Как в прочем не позволяет делать и сам интернет на протяжении последних лет, значительно повлиявший на спад доходов печатных СМИ (на 65% за 8 лет, TNS Russia).
Средний пользователь мобильного устройства, достает свой гаджет из кармана 220 раз в сутки. Вы только вдумайтесь, “220 раз”! Это и сообщения в мессенджерах, и социальные сети, и поиск. Кстати, тот же самый поиск продолжает лидировать среди прочих в битве за основное внимание мобильного пользователя. А если учитывать тот факт, что в мире 58% аудитории — именно мобильная, сложно представить, что имея моментальный доступ к любой информации “здесь и сейчас”, читатель обратится к ограниченной бумажной. В том же интернет-поиске печатные СМИ могли бы комфортно себя чувствовать и честно конкурировать за читателя качеством контента. Если они всё же пришли в digital, а не остались лишь бумажными. Мы, в MobiAds, работаем со СМИ в рамках мобильной рекламной сети. И за 10 лет взаимодействия видели как печатные издания превращали свои сайты из “как второй канал для размещения” в основной бизнес. А стоимость рекламного размещения росла пропорционально росту интернет-аудитории.
Также стоит отметить сильно отличающиеся от реальных данные о тиражах печатных СМИ. В случае с интернет-изданиями такие сведения закамуфлировать не удастся. В доступе рекламодателей открытые источники и быстрая возможность получить статистику о том, сколько читателей было и какое внимание они обратили на размещенный материал. Реклама в печатных СМИ может носить имиджевый характер при должной аудитории самого издания. Но в прошлом году, согласно данным того же TNS, рекламодатели потратили на печатные СМИ не более 8% своего рекламного бюджета. А вот для малого и среднего бизнесов дешевеющее предложение на размещение даст некоторый профит, особенно если это региональная пресса.
Когда-то предсказывали смерть печатным книгам от электронных. И действительно, наблюдался серьезный перекос в сторону интернет-читалок, особенно в 2011 году (пик). Но в этом году мы видим возрождение книги бумажной, которое началось впрочем еще в конце 2015 г. Но чтение книг и получение информации — две разные сущности, отличающиеся как хобби и работа. Бумажные СМИ могут быть там, где нет доступа к информации или он усложнен, и, возможно, выгодно использовать +5% к рекламным площадям. Но в рамках падающего спроса, критично ли такое увеличение при вынужденном снижении стоимости предложения? Думаю, что нет.
Печатные СМИ уже давно переживают не лучшие времена. Развитие технологий и доступность интернета заколотили не один гвоздь в гроб бумажных СМИ, а они все еще живут. Конечно, повышение рекламных площадей на 5% не даст значительного эффекта, но как-то немного поддержит печатные издания. Больше всего это касается узкоспециализированных отраслевых изданий, которым в кризис очень тяжело.
На сегодняшний день, в период высокой конкуренции и общедоступности к информации абсолютно любого плана в интернете, достаточно сложно печатным средствам массовой информации "удержаться на плаву".
И то, что есть поддержка, это уже положительный момент. Увеличение рекламных площадей на 5%, конечно, не даст значительного улучшения ситуации. В любом случае, необходимо использовать все возможные варианты.