Следуя указаниям, полученным в рамках совещания по вопросам сегмента интернет-торговли в РФ у вице-премьера Аркадия Дворковича, профильные ведомства рассматривают возможность снятия запрета на онлайн-продажу алкоголя, табака, лекарственных препаратов, ювелирных изделий, а также продуктов питания.
МЭР, Минпромторг, Минздрав и Минкомсвязи разрабатывают механизмы контроля над интернет-торговлей вышеуказанными группами товаров. Ирина Левова, куратор рабочей группы «Связь и информационные технологии» экспертного совета при правительстве РФ, рассказала «Известиям», что на совещании у вице-премьера рассматривался вопрос дистанционной торговли на экспорт.
Эксперт подчеркнула, что в РФ большой список товаров, запрещенных для продажи через интернет. В то же время для развития продаж на экспорт необходимо снять запрет на дистанционную продажу.
В МЭР подчеркивают, что в сегменте интернет-продаж задействовано большое количество субъектов, включая владельцев онлайн-площадок, разработчиков ПО, веб-дизайнеров, транспортных компаний и пр. В ведомстве полагают, что развитие дистанционной торговли простимулирует развитие малого и среднего бизнеса в России.
Как Вы оцениваете возможное снятие запрета на дистанционную торговлю?
Все, что хорошо для прибыли, в данном случае, вредно для здоровья. Были мнения, что чуть ли не ИРИ и было затеяно. А что касается малого бизнеса, то ему здесь немного перепадет. Выручка уйдет в крупные торговые сети. Не мешало бы некоторым магазинам правильно с потребителем в офф-лайне работать. Хотя интернет торговля для многих станет спасением. Главное, нанять правильных специалистов по раскрутке.
Как Вы оцениваете возможное снятие запрета на дистанционную торговлю?
Да, снятие такого запрета вполне может подстегнуть развитие малого и среднего предпринимательства, более того, это будет способствовать появлению новых компаний в секторе МСБ и росту собираемости налогов, а также платежей обязательных именно в интернет-секторе и онлайн-торговле. При этом можно сразу говорить о росте экспорта подобной продукции, так как, к примеру, алкоголь российского производства в мире востребован.
Ждет развитие и интернет-торговлю, где сейчас процветают иностранные конкуренты. По данным национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), российский рынок интернет-торговли в 2015 году вырос на 19% в годовом сопоставлении и достиг 781 млрд рублей, а уже в 2016 году, по прогнозам, его объем подскочит на 68%, до 1,103 трлн рублей.
Безусловно, сейчас инициатива требует проработки, создания внятных и четких правил торговли, контроля за компаниями и соблюдением потребителями правил приобретения таких товаров. Тем не менее, за онлайн-продажами стоит большое развитие малых компаний, старт-апов. Сейчас значительную долю этого рынка – не будем скрывать, продажа таких товаров в сети ведется – занимает контрафакт. Причем контрафакт зачастую некачественный, наносящий вред потребителю. После появления соответствующего закона МСБ вполне может отобрать если не весь рынок, то значительную его часть у серых компаний.