Минпромторг РФ по поручению министра Дениса Мантурова до конца года подготовит стратегию развития интернет-торговли в России. Проект стратегии будет разработан либо как часть стратегии развития торговли в РФ на период до 2020 года, либо в виде отдельного документа.
Сейчас обсуждаются два блока мероприятий для развития интернет-торговли в РФ. Первый блок связан с мерами по развитию интернет-торговли, снятию излишних барьеров и облегчению ведения бизнеса отечественными компаниями. Предполагается оказывать логистическую поддержку, упростить прием, возврат и повысить доверие при платежах в дистанционной торговле и другое. Второй блок определяет возможные ограничения при создании равных конкурентных условий для российских и зарубежных интернет-компаний.
Для разработки стратегии будут привлечены эксперты из Национальной ассоциации дистанционной торговли, Ассоциации компаний интернет-торговли, представителей электронной коммерции, логистических и платежных операторов.
Согласно прогнозу Национальной ассоциации дистанционной торговли, объем рынка интернет-торговли в России в 2016 году впервые превысит 1 трлн рублей, при этом показатель импорта должен увеличиться на 54% и составить 350 млрд рублей.
Интернет-магазинам, работающим на территории России действительно мог бы помочь ряд мероприятий на уровне Минпромторга. Таких, например, как:
1. Платежный сервис, учитывающий интересы как покупателей, так и продавцов. В настоящий момент такого механизма нет. В результате покупатели боятся делать предоплату за товар, так как не уверены на 100% в надежности продавца, а продавцы опасаются отправлять товар с оплатой при получении (особенно в труднодоступные регионы), так как не редки случаи, когда за время пути заказа покупатель по разным причинам передумал его выкупать. Что приводит к огромным убыткам не только на транспортировку, но и на потерю товарной стоимости - один и тот же товар в начале сезона и в его середине может существенно отличаться в цене. По данным аналитического центра нашего интернет-магазина по причине взаимного недоверия покупателя и продавца Интернет-торговля теряет от 15 до 25% оборота.
2. Применение контрольно-кассовой техники в дистанционной торговле. В настоящий момент единственным полностью легальным способом принять деньги (в том числе безналичные по карте) от клиента при оплате в момент доставки является обеспечение каждого курьера переносной кассой и терминалом для приема платежей по картам. И если во втором случае это сравнительно доступно - мобильный терминал стоит разово 4000-6000 руб. плюс комиссия около 2,7-3,5% от суммы платежа (Для сравнения, в стационарном терминале 1,5-2%). Кассовый же аппарат стоит 12-15 т.р., плюс примерно такая же сумма ежегодно на его обслуживание (сейчас оно является обязательным). И это не зависит от оборота. Пробитые же заранее чеки являются незаконными и караются таким же штрафом, как за непробитый чек. Что автоматически уводит "в тень" все интернет-магазины с небольшими оборотами. Налоговые режимы, при которых применение касс не обязательно. для дистанционной торговли сейчас не доступны. В случае, если будет предложено решение данной проблемы, которое будет учитывать интересы не только фискальных органов, но и интернет-магазинов, то это не только облегчит работу небольшим интернет-магазинам, но и существенно повысит налоговые поступления в казну с этого сегмента бизнеса.
Считаю положительным сигналом уже тот факт, что чиновники осознали, что у российских интернет-магазинов есть проблемы, которые на своем уровне они решить не могут. Я привел в качестве примера только две из них. В реальности их намного больше. Если эта стратегия будет не просто декларацией, а программой действий, если к ее разработке привлекут представителей бизнеса - как крупного, так и малого и среднего, то это действительно сможет оказать положительное влияние на развитие Интернет-торговли в России.
Учитывая то, что многие регуляторы в сфере интернет-торговли сегодня работают в закрытом режиме, не имея публичных сервисов, предложение Минэкономразвития о создании онлайн-сервиса для экспорта российских товаров может дать новый виток развития для российских компаний в сфере e-commerce. Сегодня отрасль интернет-торговли смело можно назвать саморегулируемой за счет высокого интереса как со стороны продавцов, так и покупателей, обменивающихся опытом на неофициальных негосударственных площадках. Открытый государственный сервис, сочетающий в себе базовые компоненты интернет-торговли (логистика, платежи, страхование и т.д.) не только в направлении экспорта — это именно тот инструмент, который позволил бы аккумулировать опыт покупателей и продавцов и возможности регуляторов в одном месте и опираясь на них развивать этот сегмент.