Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) подготовила проект поправок в Налоговый кодекс, согласно которым иностранные ритейлеры будут обязаны уплачивать НДС в России.
Изменения касаются ряда статей кодекса, к примеру, определяющих место реализации товара — территория России, что делает возможным его обложение налогом. При этом иностранные организации освобождаются от уплаты НДС, если за пять предыдущих лет сумма продаж через интернет покупателям в России без учета налога не превысила 2 млн рублей.
При определении налоговой базы стоимость товаров в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центробанка России, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата.
Сейчас проект поправок передан Федеральной антимонопольной службе, которая вместе с другими ведомствами к сентябрю представят президенту РФ предложения по корректировке существующих законов.
Идея выглядит непродуманной с точки зрения администрирования налога: кто и на каком этапе его рассчитывает и оплачивает? Вопрос критически важен, так как у нас нет структур, которые могли бы это сделать - в отличие от крупных импортеров, с которыми относительно успешно работают ФНС и ФТС, товаропоток из иностранных интернет-магазинов характеризуется неоднородностью, большим количеством получателей и отправлений. Также не вполне понятно, кто проверяет, имеет ли право отправитель конкретной посылки (не всегда это даже юрлицо) не платить НДС? Кто будет определять реальную стоимость полученного товара? Кто будет контролировать, сколько какой иностранный продавец оплатил денег в бюджет? Или за него будет платить получатель? Как будет осуществляться возмещение уплаченного налога за товар, который оказался некондиционным или который просто вернули?
Специалисты аналитического центра нашего интернет-магазина оценивают эту инициативу как популистскую, призванную привлечь внимание к АКИТ и не имеющую возможностей быть реализованной.
Иностранные онлайн-торговцы не обременены российскими налогами. НДС с покупок через иностранные интернет магазины не платится, что позволяет им предлагать более низкие цены.
Идея заставить иностранные интернет-магазины платить НДС – логичное продолжение темы налога на Google. Иностранные ИТ-компании, продающие через интернет электронный контент на территории России, будут обязаны вставать на учет в налоговой, подавать сведения о продажах программного обеспечения и контента и уплачивать НДС.
По такой же схеме планируется ставить на учет в российских налоговых органах торговые площадки. Однако, постановка площадок на учет, не решит проблемы, так как оплата часто проходит напрямую продавцу, а не площадке. В Китае интернет-торговлю ведет большое количество магазинов. Наш рынок конечно привлекателен для них, но в России не настолько высокая покупательная способность, чтобы диктовать условия продавцам. Они просто перестанут работать с Россией.
Желание АКИТ, ФНС и ФАС понятно – рынок интернет-торговли растет с каждым годом, можно было бы увеличить отчисления с нее в бюджет и помочь российской интернет-торговле, создав равные условия для иностранцев и россиян. Но это в теории. Вряд ли инициатива будет способствовать тому, что российские покупатели резво перейдут в российские магазины. Объем покупок в иностранных интернет-магазинах растет существенно быстрее по сравнению с российскими. Это объясняется слабым ассортиментом и относительно высокими ценами российских магазинов. Огромное число зарубежных продавцов – это мелкие компании, которых собирают под свое крыло такие агрегаторы как eBay, Amazon, Alibaba. О каком развитии интернет-торговли в России может идти речь, если ядро интернет-торговли – мелкие компании, субъекты МСП, производители – сидят в тени, плохо развиваются. Вице-президент Сбербанка недавно признал, что доля прозрачного отечественного малого бизнеса составляет всего лишь 20 %, остальные 80 % работают по управленческой отчетности. Поэтому банкам удобнее выдавать кредиты в 1 млрд. крупному бизнесу, а не в 1 млн. малому. Производство огромного числа нужных потребителю современных и недорогих товаров находится не в России, и это главное препятствие для развития российской интернет-торговли.
Данная инициатива вряд ли поможет российскому интернет-бизнесу. Она поможет пополнить бюджет, но при этом и оттолкнет большую часть продавцов от РФ, они просто откажутся регистрироваться в России для уплаты НДС. Уже сейчас многие не хотят работать с Россией по ряду причин, ссылаясь на печальную славу российской почты и общее неудобство. Часть иностранного бизнеса перейдет в серую зону. Большая часть мелких продавцов продолжит работать как прежде – как российские власти смогут фиксировать многочисленные электронные денежные переводы, происходящие вне крупных торговых площадок? Техническая реализация проекта пока непонятна. В любом случае, спрос на иностранные интернет-магазины останется стабильно высоким даже при повышении цен.
Вместо принятия ограничительных и ужесточающих мер стоило бы подумать о разработке законов, которые бы способствовали развитию МСП, созданию конкурентоспособной российской продукции субъектами МСП в мировом масштабе. Тогда интернет-торговля сама, естественным образом перешла бы в российский сегмент, предпринимательство бы получило развитие, а бюджет – необходимые доходы.