Пользователи «Яндекс.Денег» смогут оплачивать покупки в интернете или при получении товара через курьера с помощью приложения на телефоне, которое считывает QR-код.
По словам директора по маркетингу Евгения Николаева, приложение «Яндекс. Деньги» умеет распознавать коды, которые созданы по ГОСТу или через «Яндекс. Кассу». Платеж будет списываться с кошелька в «Яндекс. Деньгах» или с банковской карты.
В настоящее время к «Яндекс.Кассе» подключено около 75 тыс. сайтов, к которым можно подключить новую функция. Сервис зарабатывает на комиссии с партнеров (базовая – около 2,8%).
Как вы оцениваете новый функционал?
Этот функционал может стать мощным драйвером роста рынка электронной коммерции. Но раскрытие этого потенциала возможно только в случае очень точного выбора целевой аудитории и позиционирования продукта для нее.
По данным аналитического центра нашего интернет-магазина за два года, с 2014 по 2016, доля "возрастной" категории покупателей интернет магазинов выросла почти вдвое. Например, в нашем интернет-магазине детской обуви в июле 2014 на эту категорию пришлось 9,74% покупателей, а в июле 2016 уже 16,9%.
Это, не в последнюю очередь, связано с тем, что, во-первых, существенно увеличилось количество мобильных устройств, используемых для выхода в Интернет, а, во-вторых, использование этих устройств для возрастной категории стало значительно проще. Достаточно сказать "Ок, гугл" и произнести голосом свой вопрос и на экране появится список подходящих сайтов. Таким образом, технология голосового поиска внесла немалый вклад в рост аудитории Рунета за счет "возрастного" сегмента.
Однако, "возрастной" сегмент, который уже уверенно выходит в сеть, все также опасается осуществлять онлайн платежи в силу сомнения в их безопасности. Этой категории пользователей Сети пока сложно отличить безопасные технологии оплаты от рискованных. В связи с этим у этой категории покупателей наибольшая доля использования такой формы оплаты, как "наличные через терминалы и банкоматы", которая почти не востребована у более молодых.
В связи с этим, приложение, которое позиционировалось бы как, в первую очередь, безопасное было бы очень востребовано. Особенно в связке сегментов "молодежь обеспечивает безопасные платежи для своих родителей".
В случае, если этот функционал будет предложен без позиционирования, он будет не востребован. По нашему опыту использования QR-кодов в маркетинге, эту технологию использует только 10-15% наиболее продвинутых пользователей Сети, у которых нет никаких проблем и с традиционными формами оплаты.
Запуск платежа по QR-коду - это очередной шаг "Яндекса" на пути повышения юзабилити на стыке оффлайн и онлайн пространства через мобильные технологии. Заполнение анкет заказа, ввод данных для оплаты — узкие места в конверсии электронной торговли и вводимая сервисом "Яндекс.Деньги" технология позволяет отчасти решать связанные с этим проблемы. В перспективе это может привести к тому, что в оффлайне, например, на чеках ресторанов появятся коды для безналичной оплаты на месте и без терминалов.
Решение это далеко не новое. Его уже предлагали всему рынку неоднократно, и много разных компаний. Кто-то только на этом и специализируется. Хочу сказать, что решение в целом интересное и имеет право на жизнь, но к сожалению, или к счастью это покажет только время у нас это просто не пошло в массы. Например, как в том же Китае. И причин здесь много разных, но я вижу, проблему в том, что просто не нашлось тех, кто бы это развил и продвинул.
А главное, что по сути сейчас никак преимуществ такой метод не дает: достать смартфон, включить приложение, а потом еще и подтвердить платеж через SMS, не легче, чем достать из кармана карточку провести через терминал. Преимущество может быть только в информации полученной при считывании данного QR кода.
Мое личное мнение, что у нас это так и не приживется. Думаю, быстрее NFC завоюет рынок, чем такие методы как QR код.