Минэкономразвития разрабатывает концепцию создания единой информационной системы, к которой будут подключены все участники процесса электронной торговли в России, в том числе Федеральная таможенная служба и «Почта России».
По словам помощника министра экономического развития Елены Лашкиной, конфигурацию системы будут определять частные инвесторы, которые будут ее создавать. В частности, инвесторы должны обеспечить на своей площадке выбор провайдеров всех необходимых экспортерам услуг и сервисов, в том числе логистических. Государство со своей стороны поможет с поиском экспортеров, упрощением процедур — таможенных, налоговых и прочих.
Создание единой системы, к которой могут быть подключены также различные логистические операторы, должно поддержать экспорт российских товаров.
Еще в декабре 2015 году президент Владимир Путин заявил о необходимости создания всероссийского аналога китайской интернет-платформы Alibaba.
Необходимость объединить все сервисы по принципу «одного окна» в сфере международной e-commerce назрела давно. Такое взаимодействие поможет продавцам сократить издержки и приведет на рынок новых игроков из малого и среднего бизнеса. Так как данный сервис задумывается, как «российская Alibaba» с единой информационной системой, то логично, что интерес к проекту имеют не только логистические компании и банки, но и системы электронного взаимодействия на b2b и b2c рынках.
Сегодня о своем желании участвовать в данном проекте, так или иначе, заявило огромное количество компаний. В борьбу за то, чтобы стать главным экспортным маркетплейсом страны готовы вступить JDcom. Также Ассоциация компаний интернет-торговли предложила сайт акции "Киберпонедельник" в качестве основы нового маркетплейса.
Крупные коммерческие электронные торговые площадки B2B-center и ТендерПро уже представлены в Китае. ТендерПро работает в Поднебесной через teclot.com на своих серверах. С 1 июня в Китае начнет работу интернет-платформа по продаже российских товаров Dakaitaowa.com, связанная с сыном Юрия Чайки. Гендиректор Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслан Байсаров также создает российский аналог Alibaba. Его площадка будет представлять собой электронную витрину — каталог несырьевого российского экспорта, в котором будут представлены отечественные товары.
Учитывая, что у «Почты России» уже существует большая логистическая сеть и налажена система отслеживания отправлений, высока вероятность того, что именно она станет провайдером российских производителей к покупателям как внутри страны, так и за ее пределами, но стоит учесть, что ей придется искать партнеров с опытом электронной торговли.
Остается надеяться, что МЭР удастся максимально использовать взрывной интерес инвесторов к теме, и мы получим на выходе действительно сильного международного игрока, представляющего интересы России.
Инициативу можно оценить положительно, поскольку это одно из направлений проекта по поддержке российских экспортеров. Если государственные органы и логистические компании будут подключены к единой электронной системе, в которой возможно будет проводить все согласования, то процесс оформления посылок на экспорт будет эффективным, издержки на логистику и оформление снизятся, тем самым повысится конкурентоспособность российских товаров и интернет-магазинов.
В настоящее время компаниям, отправляющим посылки за границу, достаточно сложно доказать право на нулевую ставку НДС, поскольку в законе данная процедура не прописана.
Сегодня, согласно общим правилам, с иностранным покупателем необходимо заключить полноценный внешнеэкономический контракт, что в случае с интернет-торговлей труднореализуемо, а затем предоставить документы в ФНС, предварительно получив подтверждение и необходимые печати в Федеральной таможенной службе (ФТС).
Обсуждаемый законопроект Минфина отменяет необходимость заключения договора с покупателем, но подавать письменное заявление в ФТС, на основе которого один документ может рассматриваться до 20 дней, по-прежнему будет необходимо.
Проработка проекта по поддержке российских экспортеров на государственном уровне началась два года назад. Первоначальные планы предполагали разработку Минфином до декабря 2014 года законопроекта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» и последующее принятие закона, который позволил бы налогоплательщикам подавать документы в электронном виде.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев отметил в своей статье, опубликованной в газете «Ведомости», что главными приоритетами государственной программы поддержки российских экспортеров являются формирование спроса, а также снятие для российских компаний ограничений в доступе на внешние рынки и повышение их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Необходимо чтобы все инициативы и законопроекты в этой области учитывали задачи, которые предполагается решать с их помощью.
Чрезвычайно важно, чтобы внедрение единой информационной системы поддерживалось соответствующими законодательными актами. В случае такого комплексного подхода положительный эффект от внедрения инициативы смогут ощутить все участники рынка.