В январе-марте 2016 года значение потребительского доверия граждан РФ опустилось до минимумов за все 11 лет исследований компании Nielsen. За отчетный период индекс доверия упал до 63 пунктов против 72 пунктов годом ранее. Эксперты называют ситуация как потребительское «истощение».
Марина Лапенкова, директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия», рассказала «Ъ», что у 18% россиян не остается свободных средств после оплаты коммунальных платежей и обеспечения основных нужд. Россияне стали больше экономить на покупке электроники, одежды, отпусках и пр. В первом квартале 2016 года экономить на развлечениях стали 59% россиян, а 52% опрошенных признались, что перешли на более дешевые товары и услуги.
Таким образом, 76% респондентов признались, что стремятся экономить. В Nielsen добавили, что большинство россиян (около 70%) не верят в улучшение ситуации.
Как бы Вы охарактеризовали уровень потребительского доверия россиян?
На самом деле, индекс потребительского доверия Nielsen обновляет минимальные значения уже второй год подряд. Главная причина – рост цен на основные продукты, услуги, снижение уровня сбережений граждан. Кроме того, существенно подорожали кредиты, взять новый – на крупную покупку или отпуск – не представляется возможным, а обслуживание старых – превратилось для многих в целую проблему. Снижение уровня реальных доходов россиян становится все ощутимее – население беднеет и вынуждено экономить уже не только на развлечениях или зарубежных поездках, но и на продуктах. В общей сложности, индекс потребительского доверия упал с 2014 года на 16 пунктов, и именно его динамика наиболее ярко характеризует настоящее положение дел. Вспомним, в самом начале кризиса мало кто верил и думал о том, насколько тяжелым он может оказаться. Позитивные настроения поддерживались психологическими и патриотическими приемами. Сегодня же мы видим, что экономить приходится 76% граждан, более половины вынуждены экономить на продуктах. Падение уровня индекса по отношению к прошлому году свидетельствует о том, что кризис добрался и до более обеспеченных семей. И в некотором смысле это переломный момент: тяжесть экономического положения будет только нарастать, а уровень оптимистических настроений и ожиданий – падать. Уже сегодня структура потребления претерпела значительные изменения: от некоторых статей расходов потребители отказываются полностью, по ряду других – вынуждены переходить на более дешевые аналоги. Какой прогноз можно дать в сложившейся ситуации? Меняющаяся структура потребления скажется и на производителях товаров, некоторым придется приспособиться, другим – уйти с рынка. Падение спроса уже стало существенной проблемой для многих российских компаний, а это, в свою очередь, еще больше усиливает негативные тенденции в экономике. Выход из кризиса всегда занимает больше времени, чем вход в него, а приобретенные потребительские привычки, как правило, сохраняются надолго. Что можно посоветовать потребителю в такой ситуации? Жить «по средствам» и обязательно находить возможности для формирования сбережений.