Количество покупок в российских интернет-магазинах в 2015 году упало на 17%. Об этом заявил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. Объем онлайн-продаж показал прирост на 7% - до 760 млрд руб.
Объем трансграничной интернет-торговли в 2015 году вырос на 5%, до 219,2 млрд рублей. При этом количество посылок из-за рубежа выросло в 2 раза, до 135 млн с 77 млн в 2014 году. На Китай пришлось 90% посылок. Доля трансграничной торговли в прошлом году выросла до 29% с 21% рынка интернет-торговли в стоимостном выражении в 2014 году.
Доставку более половины (51%) покупок осуществила «Почта России».
Как вы прокомментируете основные показатели рынка электронной торговли?
По данным нашего аналитического центра, в сегменте детской одежды и обуви ситуация совершенно аналогичная - тот же рост в денежном выражении на 7-10% и падение на 15% в штуках. Рост цен за 2015 год довольно плотно коррелировал с курсом рубля к доллару и евро и составил, по нашим данным, порядка 22-25%. Это в равной мере относится как к импортным товарам, так и к большинству отечественных.
Эти показатели говорят о том, что порядка 15-17% покупателей рост цен вынудил отказаться от покупок в российских интернет-магазинах. При этом значительная часть из них предпочла более низкие цены в Китае скорости доставки и защищенности в области прав покупателей, которые обеспечивают российские интернет-магазины.
При этом, структура спроса внутри России изменилась несущественно, так как "средний чек" интернет-покупки в долларах почти не изменился.
Почти неизменный показатель рублевого объема трансграничной торговли означает снижение примерно на 20% в валютном выражении. При этом количественный рост показал внушительную цифру, близкую к 100%. То есть, в трансграничной торговле ситуация обратная - покупатели не рискуют заказывать относительно дорогие товары за рубежом, так как на них не распространяются гарантии закона о защите прав потребителей (возврат или обмен товара в иностранном интернет-магазине всегда сопряжен со значительными потерями времени и денег даже в том случае, когда он в принципе возможен). При этом спрос на недорогие товары, достаточной гарантией качества которых являются рейтинг продавца и отзывы покупателей, многократно вырос. Доля Почты России (самый недорогой канал) в общей структуре доставки лишь подтверждает этот вывод - в зарубежных интернет-магазинах наибольшим спросом стали пользоваться дешевые товары, которые доставляются самым экономичным способом.
Справедливости ради стоит отметить, что снижение темпов роста характерно и для российских, и для иностранных магазинов. Если общий рынок вырос всего на 7% (оценка АКИТ), то рынок трансграничной торговли – только на 5%. Основная причина снижения темпов роста – падение реальных доходов населения. Люди стали реже совершать покупки, в частности, реже обновлять свои гаджеты.
Отметим также, что трансграничная торговля не оказывает на ряд сегментов российского рынка большого влияния. Средний чек покупки из Китая составляет примерно 2-3 тысячи рублей, в то время как гаджеты гораздо дороже. Поэтому, например, в сегменте портативной электроники у зарубежных игроков покупают в основном аксессуары либо редкие гаджеты, недоступные в России.
Трансграничная интернет-торговля активно растет. Пример тому - выход на российский рынок в 2015 году китайских интернет-магазинов JD.com, DHgate.com и онлайн-платформы TradeEase. Кроме того, AliExpress сохраняет статус самого популярного интернет-магазина среди россиян с ежемесячной аудиторией 23,4 млн. человек (данные TNS). Как сообщил вице-президент по международным отношениям Alibaba Group Джеймс Уилкинсон, в 2015 году на российский рынок приходится 60% продаж китайского онлайн-ритейлера AliExpress.
В текущем году проникновение в Рунет китайских площадок продолжится. Например, на рынок уже вышла TradeEase, а Rufavor планирует представить свою онлайн-платформу для оптовой торговли между Россией и Китаем.
С чем связано снижение количества покупок в российских интернет-магазинах?
Падение количества покупок обусловлено в первую очередь падением платежеспособности населения и связанным с этим более рациональным потреблением. Если ранее были распространены эмоциональные интернет-покупки, то сейчас они ушли в прошлое до лучших времен. Покупается либо самое необходимое, либо не очень, но с мотивирующими скидками. Также заметно снижение требований к качеству товара в пользу цены. Идет переключение на бренды второго эшелона и на собственные торговые марки розничных сетей.
Снизилось и количество товара на складах у дистрибьюторов (в первую очередь по количеству SKU) по импортируемым товарам из-за роста курса валют, что снизило и предложение, в виду чего также уменьшилось количество заказов.