В 2016 году 26% владельцев смартфонов в развитых странах будут пользоваться традиционной мобильной связью реже одного раза в неделю, говорится в исследовании Deloitte. В 2011 таких пользователей было 11%, а в 2015 — 22%.
Вместо традиционных звонков по сотовой связи пользователи переходят в мессенджеры, где пользуются как передачей сообщений, так и голосовыми вызовами.
Потери российских мобильных операторов от интернет-сервисов в 2014 году составили 15–20 млрд руб., подсчитали аналитики J’son & Partners Consulting.
Как вы прокомментируете данную тенденцию? Чем это обернется для сотовой связи?
В настоящий момент классические операторы связи фактически превратились в трубу для передачи данных. Они нацелены на развитие инфраструктуры, но не софта и сервисов, а значит битву против инновационных сервисов коммуникации они уже проиграли. Эта ситуация характерна для всего мира, но особенно ярко наблюдается именно в России, поскольку отечественная интернет-индустрия и российские пользователи одни из самых продвинутых в мире. Об этом говорит и динамичное развитие IT-индустрии, в том числе под влиянием федерального законодательства — Россия занимает пятое место в мире по количеству сертифицированных дата-центров, и рост продаж мобильных устройств — в 2014 году продажи планшетов в России в девять раз превысили мировые показатели, и позитивная динамика проникновения интернета в стране. Поэтому сейчас единственный выход для классических операторов связи — это приобретение и развитие мессенджеров и VoIP-сервисов.
Традиционная мобильная связь не исчезнет в один день, процесс перехода на тотальный интернет займет какое-то время. В России этот процесс перешел в активную фазу лишь несколько лет назад, когда сотовые операторы начали предлагать своим клиентам высокоскоростные стандарты мобильной связи: 3G и 4G (LTE). Именно благодаря им владельцы смартфонов начали пользоваться голосовой связью, которую предоставляют специальные приложения для смартфонов. Качество традиционной мобильной связи, несмотря на усилия операторов, начинает безнадежно отставать от услуг связи, предоставляемых такими программами как Skype и Viber, которым доступны широкие интернет-каналы. Скорость соединения на LTE частотах в Москве и ряде регионов уже превышает 100 мегабит в секунду, что намного больше, в десятки раз, скорости на стационарных тарифных планах многих жителей России. Это позволяет пользователям смартфонов не только прибегать к услугам сторонних разработчиков программ, хотя «большая тройка» создала и свои аналоги популярных программ наподобие Viber и WhatsApp, но и осуществлять стриминг аудио и видео файлов любого размера, а также работать со своей медиатекой в режиме онлайн.
Конечно, на ситуацию повлияло и ценообразование абонентского трафика, который в начале 2000-х годов был практически «золотым». Времена меняются, и сегодня даже операторы «большой тройки» это осознают. Если не инвестировать в развитие сетей третьего и четвертого поколения, то это затормозит технический прогресс в России, лишит россиян современных сервисов и усложнит работу в нашей стране некоторых иностранных и местных IT-компаний. Например, американская социальная сеть Facebook в основном зарабатывает на мобильной рекламе.
Рынок мобильных устройств сегодня, по сути, пододвинул компьютерный. Например, развитие облачных технологий не стало бы массовым явлением, если бы не появилась необходимость в хранении больших объемов информации на серверах компаний, например фотографий и видео пользователей. С учетом постоянно растущих требований видео-форматов высокой четкости, переход на облако стал оправдан. Например, 1 минута видеофайла в формате 720p занимает примерно 60 мегабайт, а в формате 4K уже превышает 370 мегабайт. Фильм длительностью один час, соответственно, потребует от смартфона в первом случае всего лишь 3,6 гигабайта свободной памяти, а во втором –баснословные 22,2 гигабайта.