«Вход на полку» - законопроект, направленный на ограничение объема премий ритейлеров тремя процентами, - может вылиться государству в полтриллиона рублей. Такую цифру озвучили в ЦМАКП.
Эксперты полагают, что оплатить реализацию проекта не смогут ни торговые сети, ни население. Сумма в 540 млрд рублей гораздо больше прибыли и инвестиций в основной капитал ритейлеров. Рентабельность ритейлеров может стать отрицательной, если переложить оплату на их плечи; это, в свою очередь, приведет к банкротствам и уходу с рынка многих игроков.
Если переложить эту сумму на плечи потребителя, то роста инфляции не избежать. Как результат, единственный способ «вписаться» в новые правила игры – скоординировать снижение цен всех поставщиков.
Кроме снижения порога премий с 10% до 3% стоимости поставки за объем закупки, в законопроект может быть включена норма об уменьшении антимонопольного порога для ритейла с 25% до 15%. В законопроекте также идет речь о сокращении сроков отсрочки по оплате за поставку с 10-45 дней до 5-35 дней, пишет «Ъ».
Тем временем, в ЦМАКП отмечают, что от реализации проекта могут выиграть мелкие торговцы и несетевые игроки рынка. Федеральные и региональные игроки, наоборот, понесут убытки, что приведет к понижению производительности труда и повышению инфляционных рисков.
Как повлияет на сегмент торговли реализация законопроекта на практике? Кто выиграет от переформатирования, а кто уйдет с рынка?
Принятие законопроекта в предложенном виде неизбежно приведет к росту розничных цен и дальнейшему снижению оборота розничной торговли; увеличению доли «серой розницы», снижению собираемости налогов с розничной торговли и отчислений в пенсионный фонд.
Причина проста и очевидна для любого, кто хоть что-то понимает в торговле: законопроект пытается ущемить интересы крупной сетевой розницы в пользу иных участников. Однако, именно хорошо организованная сетевая розница, сегодня является наиболее эффективным форматом торговли, способным противостоять постоянно возникающим дисбалансам между спросом и предложением товаров (чреватым появлению дефицита) и значительному росту цен (умеривая аппетиты поставщиков). Не трудно сравнить цены на 40 – 60 наиболее ходовых продуктов и убедиться, что в гипермаркетах и дискаунтерах они на 5 – 15% ниже, чем в магазинах, торгующих через прилавок, киосках павильонах и т.д.
Как повлияет на сегмент торговли реализация законопроекта на практике?
Представители торговой промышленности не в первый раз сталкиваются с ужесточением условий торговли как таковых, и случаями частного давления на сегмент. Я думаю, такая «закалка» позволит быстро найти новые ориентиры в создавшихся условиях и адаптировать свое производство в короткие сроки. По факту конечный потребитель столкнется с очередным подорожанием, но вряд ли это сможет существенно повлиять на спрос.