"Для российской экономики этот вопрос приоритетом не является. Литва не делает нам погоду, те объемы, которые они нам завозили, находятся ниже статистической погрешности. Сейчас мы видим резкое ослабление позиций о защите прав потребителей и по показателям безопасности. В твороге мы находим дрожжи, плесень, бактерии группы кишечной палочки. В сметане литовской мы нашли недостаточное содержание молочно-кислых организмов. К сожалению, дибутилфталат и диэтилфталат", – заявил главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко.
По его словам, качество и безопасность мясной и рыбной продукции, поступающей из Литвы, также оставляет желать лучшего.
"С одной стороны они заявляют, что это натуральный продукт, допустим "Литовский творог зерненый "Сваля" или "Зернистый с черникой". Указано, что он натуральный. И вместе с тем, там же написано, что там есть консервант Е202 и регулятор кислотности – лимонная кислота. Это несовместимые вещи, если мы говорим о натуральном продукте", — отметил Онищенко.
В то же время, официальный представитель Еврокомиссии Фредерик Вансан заявил, что они полностью уверены в безопасности литовских продуктов и будут внимательно отслеживать эту ситуацию.
Пресс-секретарь продовольственно-ветеринарной службы Литвы Юргита Савицкайте сообщает, что никакой информации они не получали. Мало того, по данным на утро 7 октября, ни каких ограничений по отношению к литовской молочной продукции в российской таможне не применялось.
На российский рынок Литва отправляет до 85% всего своего экспорта молочной продукции. Но российской экономике такие меры, по словам Онищенко, "погоды не сделают".
Я считаю, что пока это всё абсолютно бездоказательно. Мы запросили информацию из Роспотребнадзора и, в связи с этим, собираем спецсовещание с главными ветеринарами и коллегами из таможенного союза – Белоруссии и Казахстана для того, чтобы сформировать свою позицию для будущих действий. Если наши европейские коллеги также предоставят нам материалы, мы с интересом их рассмотрим.
Запрет ввоза на территорию РФ литовских молочных продуктов, несомненно, исключительно политическое решение.
Следует отметить, что понятие «молочные продукты» включает в себя разные категории и, соответственно, по сути разные сегменты рынка: здесь и молоко, и масло сливочное, и сыры, и мороженое, и т.д. И в каждом сегменте на рынке – совершенно разная доля импортной и отечественной продукции. Если брать в целом, то доля импорта на молочном рынке в РФ составляет порядка 27-28%. Некоторые эксперты оценивают 30% в целом по всем сегментам.
Но, например, импортных сыров ввозится около 40% от объема рынка. И здесь как раз доля литовских производителей очень высока – порядка 10-12% от объема рынка. В целом, доля литовских молочных продуктов не превышает 4-5% от всего объема.
Если говорить о том, кто заменит литовскую продукцию на прилавках наших магазинов, то ответ не утешителен для отечественных производителей. Места «Свали» займут украинские, финские и немецкие производители.
В российской молочной продукции сложилась следующая ситуация:
- Очень сильная монополизация рынка и доминирование крупных молочных холдигов (ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН», ОАО «ЮНИМИЛК», ООО «ДАНОН ИНДУСТРИЯ», тем более, что Данон объединился с Юнимилком) – это тормозит рынок;
- В последние 2 года произошел существенный рост цен на сырье в России и повысилась себестоимость производства «молочки»;
- Невозможность отечественных сельхозпроизводителей полностью обеспечить российских производителей сырым молоком ФИЗИЧЕСКИ;
Кроме того, по данным участников рынка доля сетевого ритейла достигла 65-70% от общего объема сбыта молочной продукции в РФ. Мелкие и средние компании (производители молока, сыра и т.д.) никогда не войдут с федеральный сетевой ритейл. Поэтому вместо литовцев эти ниши закроют крупные западные компании. Здесь надо отметить, что «ВХОД» в федеральные сети составляет в среднем 6-9 месяцев, логично предположить, ЧТО ЗА ЭТО ВРЕМЯ уже отменят ограничения на ввоз литовской молочной продукции.
Литовская «молочка» несомненно вернется на российский рынок уже в ближайшем году, но уже на других условиях.
Повторю – НИШУ литовцев займут не РОССИЙСКИЕ компании, а украницы, немцы, финны.
По нашим маркетинговым исследованиям молочного рынка СЗФО, мы проводили экспертный опрос закупщиков в розничных сетях и количественный опрос рядовых потребителей. Так вот, потребители считают литовские, например, сыры «качественными» и «дешевыми». Узнаваемость бренда «Сваля» очень высокая.
Поэтому, решение по запрету литовской молочной продукции не соответствует потребительским предпочтениям и ожиданиям, а просто административный рычаг.