Рекламный рынок России в первом полугодии 2015 года упал на 16%, составив 138 млрд руб. против 165 млрд руб. за аналогичный период прошлого года. Подсчеты представила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР).
По данным АКАР, самый большой сегмент рынка - телереклама сократилась на 22%, до 61,1-61,6 млрд рублей. Объем рекламы на эфирных каналах снизился на 21%, до 60,2-60,7 млрд рублей, на неэфирных - на 52%, до 0,92 млрд рублей.
Рынок рекламы на радио показал падение на 21% (до 6-6,2 млрд рублей), наружной рекламы - на 27%, до 15,3-15,5 млрд рублей.
Объем рекламы в печатных СМИ снизился на 33%, до 11,2-11,4 млрд рублей.
Единственный сегмент рекламного рынка, сохранивший положительную динамику за отчетный период, - интернет-реклама, прибавившая 10% - до 41,6-42 млрд рублей. Рост произошел за счет контекстной рекламы, объем которой увеличился на 15% (до 34,5-34,8 млрд рублей). При этом объем медийной рекламы сократился на 11%, до 7,1-7,2 млрд рублей.
Как вы прокомментируете итого первого полугодия?
Динамику рынка рекламы симметрично отражает рынок труда. Например, в Digital агентствах растет число менеджеров рекламных агентств, оказавшихся без работы в силу сокращения отделов и даже полного закрытия стартапов, которые надеялись подняться до кризиса, но с его началом закрылись с миллионными потерями инвестиций, в частности, в сегменте Programmatic. Но прогноз я бы сделала оптимистичный в том отношении, что нет ни одного сильного профессионала, который не нашел себе работу в других Digital агентствах, нет даже особых потерь в зарплате (как это было тотально в кризис 2008-2009 гг.). То есть, рынок Интернет - рекламы продолжит наращивать объемы, перераспределяя рабочие места в пользу более квалифицированных сотрудников.
Результаты исследования АКАР свидетельствуют о том, что рекламный рынок перемещается в онлайн. Во-первых, все больше пользователей при поиске товаров или услуг обращаются к сети Интернет. Благодаря широкому распространению телекоммуникационных услуг проникновение интернета, в том числе, мобильного в России растет темпами, превосходящими большинство стран мира. А во-вторых, рекламные усилия в среде онлайн легко планировать и отслеживать их результаты в реальном времени. Современные рекламные онлайн-инструменты позволяют контролировать каждый потраченный на привлечение рубль. Неудивительно, что в этой связи все больше рекламодателей перенаправляют бюджеты в онлайн.
Российский рекламный рынок в первом полугодии 2015 года сократился на 16% по сравнению с прошлогодним показателем - этого и следовало ожидать, это неоднократно прогнозировалось еще в начале текущего года. В настоящее время главным критерием для рекламодателей является максимальная отдача от каждого вложенного ими рубля в рекламу.
Предприниматели расширили свой взгляд на способы коммуникации со своими покупателями, при этом многие из них поняли актуальность персонализации своих предложений.
Самый большой сегмент - рынок телерекламы упал на 22%, до 61,1-61,6 млрд рублей - эта тенденция нисколько не удивительна, поскольку цены на ТВ рекламу слишком велики и продолжают увеличиваться.
Рынок интернет-рекламы в первом полугодии вырос на 10% - иначе и быть не могло, поскольку мы наглядно видим стремительное увеличение количества мобильных пользователей, люди все чаще выходят в интернет и совершают покупки, используя собственные смартфоны и планшеты.
Мобильные приложения становятся полноценным каналом продаж, а рынок мобильной рекламы все еще не поспевает за ростом проникновения мобильного интернета в нашу повседневную жизнь.
Логично и то, что объем контекстной рекламы увеличился на 15%. Данный способ рекламы позволяет рекламодателям планировать свой бюджет, он позволяет рекламодателям оценить, во сколько обходится каждый вложенный в рекламу рубль. Контекстная реклама способна обеспечить им максимальную конверсию при минимальных вложениях.
Однако при сильном росте контекстной рекламы среди рекламодателей все чаще возникает спрос на модель оплаты с привязкой к конкретному результату. В результате появилась и не плохо зарекомендовала себя новая модель - реклама с оплатой за результат (СРА - оплата за действие).
И тенденция такова, что мобильные устройства продолжат привлекать наибольшее внимания потребителя, благодаря чему рынок интернет-рекламы будет расти (спрос рождает предложения).
Как вы прокомментируете итого первого полугодия?
Первое полугодие 2015 года показало, что худшие опасения прошлого года не оправдались. Хоть рынок рекламы в целом и просел, но в digital сегменте даже наблюдался небольшой рост 一10-15%.
В первую очередь это обусловлено тем, что интернет-реклама наименее затратна и результативна по сравнению с другими маркетинговыми инструментами.
Рекламодатели хотят выйти на своего целевого клиента и четко представлять, на что уходят их средства. По этому принципу работает система партнерского маркетинга, которая также используется в нашей компании. Сервис TradeTracker позволяет заказчику платить за конкретное выбранное целевое действие клиента на сайте. С помощью таких сервисов как Blogun.ru и Pressme.ru заказчик может донести ключевые сообщения до потенциальных клиентов.
Предстоящий осенний сезон неизбежно взбодрит рекламный рынок и востребованными каналами станут именно те, которые позволяют добиться максимальной конверсии посетителей сайта в клиентов.