Новый фиксированный платеж с сегодняшнего дня будет начисляться всем столичным торговцам. Торговый сбор затронет как крупных ритейлеров, так и мелких игроков. Согласно законодательству, сумма платежа будет зависеть от специализации точки, округа и занимаемой площади. Производить уплату необходимо раз в квартал; причем торговцы смогут зачислить его при уплате региональной части налога на прибыль.
Вступлению в силу закона предшествовали споры участников рынка с инициаторами законопроекта. В 2014 году Ассоциация компаний розничной торговли (Акорт) пыталась оспорить введение сбора, указывая на то, что мелкий бизнес просто не сможет платить взносы и уйдет либо в тень, либо, вообще, с рынка. Как результат, от торгового сбора были освобождены нестационарные торговые точки, киоски по продаже прессы, точки в театрах и музеях.
Для крупных ритейлеров новый сбор ничем не грозит. Как сообщили «Ведомостям» представители крупных сетей «М.видео» и X5 Retail Group, с введением нового платежа финансовая нагрузка на них не увеличится, поскольку сбор вряд ли превысит налог на прибыль.
Тем временем, мелкие игроки могут оказаться в убытках. По словам Сергея Реброва, эксперта комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России», прибыль мелких точек не превышает несколько десятков тысяч рублей в месяц, а квартальный сбор достигнет 80 тысяч рублей. Это может стать концом для большинства торговцев. Дабы оставаться в плюсе, такой точке необходимо приносить прибыль не менее 500 тысяч рублей в месяц, что для большинства игроков является нереальным.
Чем грозит для мелких игроков взимание торгового сбора? Какое количество торговых точек может уйти в тень и как это отразится на нагрузке на добросовестных плательщиков?
В том виде, в котором данный сбор вводится, он однозначно ущемляет права небольших торговых предприятий.
Так, магазин площадью 250 кв. м. в ЦАО должен будет платить 70 тыс. руб. в квартал (60 тыс. за 50 кв. м. и по 50 руб. за «лишние» 200 кв.м.)
Т.е. по 280 руб. с кв. м. в квартал, или – менее 100 руб. в месяц. При обороте в 10 тыс. руб. в месяц с одного кв. м. (а у крупных торговых сетей типа «Магнита» или «Дикси» этот показатель значительно выше) – это менее 1% от оборота, и не более 3% от выручки. При «норме прибыли» торгового предприятия в 5% с оборота (это очень хороший показатель), действительно этот налог может для такого предприятия оказаться меньше 20% от прибыли, т.е. «выгоднее», чем действующий налог на прибыль.
Магазин площадью в 50 кв. м. должен платить 60 тыс. руб. в квартал или 20 тыс. в месяц. Т.е. по 400 рублей с одного квадрата.
Это уже 4% оборота и не менее 10% с выручки. На его уплату может уйти до 80% чистой прибыли.
Магазин площадью 25 кв. м. должен платить те же 60 тыс. руб. в квартал. Т.е. по 800 рублей с квадрата или 8% с оборота, 20% от выручки и 160% (!!!) от прибыли.
Конечно, часть небольших торговых предприятий закроется, а остальные будут искать (всеми возможными путями) основания для получения льгот и освобождений, создавая благодатную почву для коррупции. На налоговой нагрузке на добросовестных плательщиков это никак не скажется, т.к. сбор является фиксированным; если только им через год не повысят размер тарифа в два раза. А вот жители ЦАО опять окажутся во власти «локальных монополистов», рыночная власть которых возрастет ввиду ослабления конкуренции и снижения разнообразия.