Законодательство о защите прав потребителей фактически не распространяется на деятельность интернет-магазинов. В связи с этим Роспотребнадзор обратился в правительство с предложением блокировать сайты недобросовестных ритейлеров и предложил ряд других мер для оптимизации регулирования интернет-торговли.
В частности, ведомство предлагает добавить в закон «О защите прав потребителей» определение поставщика как организации или индивидуального предпринимателя, у которых есть сайт, где представлена информация о реализуемых товарах (напрямую или по договору с продавцом или производителем) и куда потребители могут направлять сообщения о намерении заключить договор купли-продажи.
Поставщики должны будут указывать на сайте свой адрес, режим работы, и предоставлять потребителям полную информацию о товаре, включая место изготовления, срок годности и гарантийный срок, информацию о цене и условиях покупки товара. В случае нарушений сайт может быть временно заблокирован на уровне доменного имени.
Вопросы у надзорного ведомства вызывает и работа интернет-агрегаторов, которые не являются реальными продавцами, но выступают непосредственными получателями денег от потребителей в счет оплаты товаров, представленных на их сайтах.
Правительство поручило Роспотребнадзору совместно с профильными министерствами подготовить проект поправок, касающихся защиты прав потребителей интернет-магазинов, и внести законопроект до 1 сентября 2015 года.
Мы поддерживаем эту инициативу, более того, мы первыми говорили, что для решения этой проблемы требуется волевое решение со стороны органов надзора. Блокировка сайтов недобросовестных ритейлеров кажется нам одним из самых эффективных способов борьбы с ними. Более 50% продаваемых через интернет товаров являются подделкой, что делает этот канал самым массовым и популярным для такого сбыта.
В данный момент в России рынок интернет-магазинов стремительно растет и развивается. По последним тенденциям все больший оборот набирают онлайн-магазины - посредники, которые не занимаются производством и доставкой товара, а просто передают входящие заявки производителям или другим магазинам. Подобный интернет-магазин сегодня может создать без особого труда любой желающий, подобная схема работ не требует юридического лица или глубокого понимания сферы деятельности и бизнеса в целом. Главный минус такой схемы для потребителя в том, что количество подобных онлайн-магазинов - посредников множится с каждым днем. И они никак не могут гарантировать ни качество самого товара, ни качество обслуживания. Также довольно часто встречаются случаи, когда владельцу подобного магазина просто надоедает им заниматься, а магазин тем временем висит в сети интернет и вполне себе работает, хотя реального товара там нет, и заказы никто не обрабатывает. Поэтому меры Роспотребнадзора по обязательному указанию на сайте полной информации о товаре, включая срок годности и гарантийный срок, весьма оправданы и должны значительно повысить качество продаваемых в России товаров. К тому же это может являться новым значительным фактором ранжирования интернет-магазина в поисковых системах, что тоже без сомнения повлияет на тщательность подготовки и принятие решения об открытии новых магазинов начинающими предпринимателями. Пока при отсутствии четких стандартов по тому, какая информация должна в обязательном порядке присутствовать на сайте, все будут продолжать размещать лишь те данные, которые считают нужными. Те, кто серьезно подходят к делу, обычно дают максимальную информацию о товаре. Что же касается преимуществ для самих магазинов, то обязательными для нормального ранжирования в поисковых системах сейчас для интернет-магазина являются такие факторы, как точный адрес с указанием города, реквизиты юридического лица на сайте, телефоны с кодом города. Плюсом будет и телефон 8(800), точная информация о доставке и оплате товара.
Роспотребнадзор не знает уже где бы им денег «срубить».
Каждый интернет-магазин, как и обычный магазин, подчиняется закону « О защите прав потребителей». Когда Покупатель покупает товар ему обязательно дают комплект документов (сертификаты, декларации и гарантийные талоны, инструкции), где написано, от какой компании Покупатель получил товар. Проверить эту компанию не составляет труда. Каждая компания, будь то ИП или ООО, зарегистрирована в налоговой или ОГРН, и удостовериться в ее существовании легко. Для интернет-магазина немаловажен срок работы , то есть, как долго этот магазин работает. Опять же много всяких комментариев насчет обслуживания данным магазином можно найти в интернете.
Давайте уточним, для чего созданы интернет-магазины. Правильно - для удобства: доставка до дома, меньшая цена за товар и тд. Что значит реальный или не реальный продавец? Не все производители и дилеры будут обращать внимание на розничного покупателя, в этой роли раньше выступали магазины, теперь рынок разделился на оффлайн и онлайн магазины и это естественно. Все товары, которые продают интернет – магазины, они берут у поставщика или дилера. Производители не «заморачиваются» с розничным покупателем, если только у них нет своего магазина при их производстве. Соответственно, за качество товара отвечает производитель или дистрибьютер иностранного товара. Он обеспечивает свой товар сертификатами, декларациями и гарантийными талонами, а также инструкциями.
А то, что мол, интернет-магазин не рабочий, а висит… Это тоже ох как спорно. Поисковики не выдают тебя в «выдаче», если у тебя нет движения на сайте. Таким образом, они автоматически опускаются все ниже и никому уже не нужны после 30 позиций. Далее покупатель не обращает на него внимания и это уже мусор. Подводя итоги всего вышеизложенного, думаю что Роспотребнадзору не надо вмешиваться в интернет-пространство. Там главенствует рынок.
За последние годы объём товарооборота интернет-магазинов стремительно увеличивается, всё больше и больше потребителей принимают решение приобретать товары через интернет.
В этой связи государству необходимо обеспечить надлежащую защиту прав потребителей, чтобы покупатели интернет-магазинов были в равной степени защищены по сравнению с покупателями в "традиционных" магазинах.
Поэтому считаю, что предложение Роспотребнадзора само по себе является разумным и обоснованным. При этом нужно установить прозрачные и понятные всем "правила игры" для интернет-магазинов, а также устранять так называемый "правовой нигилизм" потребителей, донося до них алгоритм действий при нарушении их прав и способы защиты нарушенных прав.
Действительно, сейчас у Роспотребнадзора нет ресурсов, позволяющих ограничивать деятельность недобросовестных интернет-магазинов. И хотя сейчас продавцы обязаны указывать на своем ресурсе контактные данные, на деле это не всегда выполняется. И очень часто возникает ситуация, когда при возникновении претензий или проблем покупателю обратиться просто некуда. Особенно актуальна эта проблема для одностраничных сайтов и интернет-магазинов, продающих дешевые китайские товары. Проблемы возникают и у товарных агрегаторов, таких как Яндекс.Маркет. Ведь именно в его стороны сыпятся претензии и требования проверять продавцов на законность работы как со стороны «белых» интернет-магазинов, так и со стороны АКИТ. И, хотя в конце прошлого года крупнейшие товарные агрегаторы объединились и организовали программ по борьбе с контрафактным товаром НОТА, широкого распространения эта инициатива не получила, ведь максимум, что может сделать агрегатор с недобросовестным продавцом – отключить его от своей площадки. Учитывая все эти обстоятельства, принятие закона, позволяющего блокировать интернет-магазины, нарушающие законодательство, могло бы значительно облегчить жизнь как покупателям, так и торговым площадкам.магазины, нарушающие законодательство, могло бы значительно облегчить жизнь как покупателям, так и торговым площадкам.