Исследование системы онлайн-поиска товаров market.yandex.ru, охватывающее ситуацию на рынке электроники и бытовой техники со средины сентября 2014 года и по 19 апреля 2015 года, свидетельствует о постепенном снижении цен на самые популярные наименования (ноутбуки, мобильные телефоны, фотокамеры, планшеты, плазменные панели, телевизоры, холодильники, мультиварки, стиральные машины, пылесосы).
Так, падение рубля в ноябре-декабре 2014 года привело к росту розничных цен на вышеуказанные товары. Ценовой пик пришелся на предновогоднюю неделю, когда цены подскочили в 1.5-2 и более раза. Данные сервиса говорят о том, что плазменные панели в период с 22 по 28 декабря выросли в цене почти на 40%, ноутбуки – на 38.7%, а холодильники на 52%. Несмотря на рост, в магазинах царил ажиотаж, вызванный ослаблением рубля и желанием граждан сохранить сбережения путем покупки техники для дома.
В 2015 году рост цен приостановился, к концу I квартала началось плавное снижение стоимости. С начала года телевизоры подешевели на 4.5%, ноутбуки – на 6.2%, холодильники – на 6.3%. Таким образом, средние цены вернулись к уровню 20-21 декабря 2014 года, когда сети не успели отреагировать на скачок иностранной валюты поднятием цен.
Единственная категория дорожающих товаров – популярные модели мобильных телефонов. С начала нынешнего года стоимость «мобилок» увеличилась в среднем на 20.7%.
Есть ли шанс у техники и электроники вернуться на докризисные показатели в стоимостном отношении?
На формирование «цен предложения» бытовой техники, конечно очень большое влияние оказывает курс рубля по отношению к доллару и евро. И в этом смысле шансов на возвращение к ценовым уровням, характерным для курсов 37 – 39 рублей за доллар и 47 – 50 рублей за евро практически нет. И дело даже не в том, что маловероятно чтобы курс опустился и удерживался ниже 50 руб. / дол.
А в очень сильно возросшей волатильности валютного рынка, которую производители и розница не могут не учитывать.
Но потребителям все это глубоко не интересно. На формирование «цены спроса» влияние оказывают совсем иные факторы: покупательская активность и настроения потребителей. А они сейчас находятся на очень низком уровне. Согласно данным различных опросов бытовая и компьютерная техника – это первая статья семейных расходов, которая подвергается сокращению при возникновении объективных трудностей, и даже субъективного беспокойства. Период ажиотажа прошел. Рынок падает. И, скорее всего – будет падать как минимум до осени. Так что поставщикам массовых моделей придется снижать цены и пересматривать ассортимент. А вот производители модных гаджетов могут и удерживать свои цены до тех пор пока их модели остаются в тренде и потребители выбирают их по эмоциональному контуру. Жаль, что таких потребителей все меньше и меньше.
Есть ли шанс у техники и электроники вернуться на докризисные показатели в стоимостном отношении?
Возвращение цен на электронику и бытовую технику на докризисный уровень мало вероятен в ближайшем будущем. То, что сейчас цены идут вниз, это, во-первых, было предсказуемо. Еще в январе, если не изменяет память, мы с вами как раз на эту тему беседовали. Во-вторых, на снижение цен сказалось временное укрепление рубля.
Возвращение стоимости рубля на докризисные показатели не предвидится, а, следовательно, и все цены, которые взлетели вслед за его падением, не могут быть отрегулированы полностью назад за короткий срок.
Есть ли шанс у техники и электроники вернуться на докризисные показатели в стоимостном отношении?
Рост цен из-за колебания валют в конце 2014 сопровождался невиданным ажиотажем — толпы покупателей сметали всю технику в магазинах, пытаясь спасти обесценивающиеся рублевые сбережения.
Сейчас цены упали не только из-за укрепления рубля. Да и снижаются гораздо меньшими темпами, чем перед этим росли в декабре прошлого года. Однако, по некоторым признакам можно говорить о том, что в самом скором будущем указанные цены снизятся еще.
Один из двигателей снижения цены — новая ситуация на рынке, при которой реальные доходы потребителей сокращаются, поэтому компания вынуждена подстраиваться под их запросы. Ведь согласно данным различных опросов бытовая и компьютерная техника – это первая статья семейных расходов, которая подвергается сокращению при возникновении объективных трудностей, и даже субъективного беспокойства.
А вот производители модных гаджетов могут и удерживать свои цены до тех пор пока их модели остаются в тренде и потребители выбирают их, руководствуясь эмоциями.
К тому же, во внимание аналитиков попала средняя стоимость и скачки цен на самые популярные модели. Поэтому шансов на возвращение всех товаров к ценовым уровням, характерным для курсов 37 – 39 рублей за доллар и 47 – 50 рублей за евро практически нет.